Трасса М‑12: как строилась и сколько стоит проезд
Завтра, 8 сентября, открывается участок трассы М‑12 от Москвы до Арзамаса. Полностью движение по скоростной автодороге планируется запустить до конца года. Как строилась трасса М‑12, какие населенные пункты она свяжет и сколько будет стоить проезд, разбиралась редакция сайта pravda-nn.ru.
М‑12 пройдет через Московскую, Владимирскую и Нижегородскую области, а также республики Чувашия и Татарстан и свяжет крупные региональные центры и агломерации с сетью скоростных автомобильных дорог европейской части России (М‑11 «Нева», ЦКАД, М‑3 «Украина», М‑1 «Беларусь», М‑4 «Дон»).
Трасса М‑12 протяженностью более 800 км станет частью международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». Предполагается, что время в пути от Москвы до Казани составит порядка 6,5 часов — в два раза быстрее, чем сейчас. От столицы до Нижнего Новгорода можно будет добраться за 4 часа.
История создания
Проект транспортного коридора между Европой и Китаем начали обсуждать еще в начале 2000‑х годов. Сеть скоростных автомобильных дорог позволила бы значительно сократить сроки грузоперевозок по сравнению с морскими маршрутами.
В 2015 году Россия и КНР заключили соглашение о сотрудничестве, которое подразумевало строительство Экономического пояса Шелкового пути. Спустя несколько лет благодаря нацпроектам, где речь шла в том числе о строительстве автомобильных дорог, относящихся к транспортному маршруту «Европа-Западный Китай», начались работы по проектированию трассы М‑12 «Москва — Казань».
О старте строительства М‑12 10 июня 2020 года заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Глава правительства отметил, что данный проект не только «самый масштабный в России», но и «имеет особое значение для всего евразийского пространства».
Этапы автодороги
Работы над скоростной автодорогой М‑12 включают восемь основных этапов, а также нулевой этап.
Нулевой этап — 65 км
Нулевой этап трассы М‑12 проходит по территории Московской области — от Московского скоростного диаметра с пересечением ЦКАД до транспортной развязки с автомобильной дорогой А‑108 «Московское большое кольцо».
Первый этап — 80 км
Этот участок трассы М‑12 пролегает по территории Московской и Владимирской областей: от пересечения с А‑108 «Московское большое кольцо» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения М‑7 «Волга».
Участок трассы, проходящей по территории Московской области, протяженностью 80 км. Первые 22 км были сданы в сентябре прошлого года, оставшиеся 55 км (от Северо-восточной хорды Москвы до границы с Подмосковьем) – планируется завершить в начале осени.
Первый подмосковный участок – от ЦКАД до Большой бетонки (А‑108) – дублёр автодороги М‑7 «Волга». Он включает 2 развязки, 11 мостов и путепроводов.
Второй этап — 37 км
Второй этап автодороги пройдет по Владимирской области: от пересечения с региональной дорогой «Волга» – «Столбищи» в Собинском районе до пересечения с федеральной автодорогой Р‑132 «Золотое кольцо» (Владимир – Гусь-Хрустальный – Тума) в Судогодском районе.
На этом участке трассы — 15 искусственных сооружений: мосты, путепроводы через М‑7 «Волга» и два путепровода через железные дороги.
Третий этап — 108 км
Этот участок трассы проходит по территории Владимирской области: от пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 17Р‑2 Владимир – Гусь-Хрустальный – Тума до пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 17К‑2 Муром – М‑7 «Волга».
Четвертый этап — 123 км
Четвертый этап пролегает по территории Владимирской и Нижегородской областей. Особенностью этого участка трассы является вантовый мост через Оку протяженностью 1 378 метров. Он соединяет берега Владимирской и Нижегородской областей. В конце августе мост прошел приемочные испытания.
Большая часть четвертого этапа проходит по территории Нижегородской области – от пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 17К‑2 Муром – М‑7 «Волга» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения Р‑158 Нижний Новгород – Арзамас – Саранск – Исса – Пенза – Саратов.
Пятый этап — 107 км
Этот участок трассы проходит по территории Нижегородской области. Запустить движение на 5 этапе планируется в декабре 2023 года.
Шестой этап ‑132 км
Шестой этап трассы М‑12 проходит через Нижегородскую область и Республику Чувашия — от пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 22К-0162 Работки – Порецкое до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения A‑151 Цивильск – Ульяновск.
На этом участке — 47 искусственных сооружений, одним из которых станет мост через реку Суру. Он соединит берега Нижегородской области и Чувашии. Протяженность моста составляет 930,5 м, а 25-метровая ширина позволит обеспечить движение транспорта по двум полосам в каждом направлении.
Седьмой этап — 82 км
На 82‑х километрах этапа, который проходит по территориям Чувашии и Татарстана, строят 35 искусственных сооружений. Среди них два внеклассных моста — через реку Свияга и Осипов овраг.
Восьмой этап — 70 км
Восьмой этап трассы пройдет по территории республики Татарстан — от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения Р‑241 Казань – Буинск – Ульяновск до пересечения с автомобильной дорогой регионального значения Сорочьи Горы – Шали.
На этом участке — 41 искусственное сооружение. Самым протяженным не только на 8‑м этапе, но и на всей трассе М‑12 станет мост через Волгу. Его протяжённость составляет 3 362 м.
Движение по участку планируется запустить в конце этого года.
Интересные факты
Археологические раскопки
За время подготовки к строительству трассы археологи нашли более 370 тысяч артефактов. Так, в Нижегородской области были обнаружены остатки 9 древних поселений.
Во Владимирской области археологи нашли артефакты, связанные со стекольным производством — бутылки, штофы, стаканы, бокалы и оконное стекло. А на территории республики Татарстан были обнаружены фрагментов сосудов татарско-русской керамики и предметы быта.
Религия
В зоне отдыха на трассе М‑12 по пути к паломническому центру в Дивееве появится православный киот. На сторонах киота будут изображены икона Божией Матери «Умиление» и образ преподобного Серафима Саровского.
Экология
В рамках проекта М‑12 проводились работы по лесовосстановлению и лесоразведению в республиках Татарстан и Чувашия. Были высажены миллионы деревьев.
Кроме того, для минимизации возможных ущербов окружающей среде в Чебоксарское водохранилище и реку Волгу в Нижегородской области было выпущено 620 тысяч мальков стерляди и более пяти тысяч штук стерлядки в Куйбышевское водохранилище в республике Татарстан.
Стоимость проезда
Для владельца легкового автомобиля поездка по М‑12 обойдется в 2 821 рублей, из Москвы во Владимир – 1399 рублей; от Владимира до Арзамаса – 1422 рублей. Объехать Балашиху водителю обойдется в 130 рублей (Москва — Электроугли), от Москвы до ЦКАД – 389 рублей, от Москвы до Орехово-Зуево – 585 рублей.
Проезд в течение 5 дней необходимо будет оплатить любым способом. Для этого понадобится указать: номер телефона с обязательным подтверждением через SMS-уведомление, действующую электронную почту и госномер транспортного средства. После этого отобразится сумма, которую необходимо внести для оплаты проезда.
За неоплату проезда водителю придет штраф: легковой автомобиль – 1 500 рублей, грузовой – 5 000 рублей.
Подробнее о трассе М‑12 читайте в нашем специальном разделе на сайте pravda-nn.ru.