Три принципа логистики
Эксперты признают: логистическая система Нижегородской области развивается более медленно, нежели в соседних регионах, системный подход к логистике в регионе практически отсутствует. Что ждет рынок логистики в ближайшее время — стагнация или развитие? Возможно ли перенести на российскую почву международный логистический опыт? Доступно ли в современных условиях для участников автотранспортного рынка кредитование? На эти и многие другие вопросы пытались ответить участники «круглого стола» на тему «Рынок логистики — пути выхода из кризиса». На него собрались все заинтересованные стороны: представители государства, банков, транспортных компаний, частные перевозчики. С интересной идеей выступил на «круглом столе» директор по маркетингу ЗАО «Корпоративные логистические системы» Михаил Исаков. По его мнению, участники рынка должны объединиться и оказывать друг другу всяческую взаимопомощь, дабы не рвалась логистическая цепочка. А происходит это в последнее время все чаще — из этой цепочки часть перевозчиков выпадает. Причина — невозможность выплачивать кредиты. Г‑н Исаков и его компания готовы стать гарантом для тех частных перевозчиков, которые из-за неплатежей попали в затруднительную ситуацию. Но при этом подчеркнул, что надежность этой логистической цепочки становится гораздо выше при поддержке банков. В целом идея банкирам понравилась: и в самом деле, что им делать с теми машинами, которые им будут возвращать разорившиеся автовладельцы? Но проблема еще и в другом. — Банки сейчас опасаются давать кредиты тем же частным перевозчикам на покупку транспорта, — говорит управляющий Нижегородским филиалом банка «Возрождение» Наталья Морозова. — Потому что не видят, как заемщик будет отдавать долги. Да и сами заемщики зачастую этого не представляют. Чаще всего приходится слышать: дайте кредит, у меня есть хороший залог. Но нам не нужен хороший залог, нам нужно, чтобы заемщик хорошо работал. А это в условиях кризиса далеко не у всех получается… Были на «круглом столе» и предложения вернуться к схеме взаимозачетов и бартера, что сплошь и рядом наблюдалось в 90‑е годы. По мнению директора ГК «ХОК» Олега Соболева, это не даст лопнуть реальному сектору экономики. Взаимопомощь на базе взаимной выгоды, выстраивание межотраслевых цепочек, а банковский сектор пусть работает с проблемными активами. А почему бы и нет? Однако не всем эта идея понравилась, воспоминания о тех «бартерных» временах для многих — все равно что кошмарный сон. — Производительность транспортных перевозок в России в 2,5 раза ниже, чем в Европе, — утверждает директор ООО «Совтрансавто-Нижний Новгород» Игорь Костин. — Характерной для последних месяцев ситуацией стал избыток у перевозчиков автопарка, который неизбежно приводит к демпингу на рынке логистики. Вторит ему и Михаил Исаков: — В феврале этого года наша компания отмечала 30-процентное падение рынка перевозок продуктов питания в регионе. Если в 2008 году и приходилось говорить о каком-то дефиците, то речь шла преимущественно о транспортных средствах, но отнюдь не о заказах. Сейчас ситуация поменялась кардинально. Как считает Игорь Костин, российскому рынку логистики имеет смысл перенять как минимум три основных принципа функционирования логистического рынка в Европе — это принцип допуска компании на рынок, допуска в профессию, а также отслеживание и регулирование перевозок. — Допуск компании на рынок — это подтверждение ее финансовой состоятельности, — размышляет директор ООО «Совтрансавто-Нижний Новгород». — Допуск в профессию — это профессиональная компетентность водителя, а не просто наличие водительских корочек. Регулирование ситуации — это тотальный надзор за рынком грузовых перевозок со стороны Транспортного союза. Все вместе будет подтверждением репутации компании, то есть ее надежности как перевозчика. Резюмируя сказанное, Игорь Костин делает вывод: назрела необходимость создания в логистической отрасли саморегулируемых организаций, как это сейчас происходит в строительстве. Членство в этой организации того или иного перевозчика уже гарантирует его надежность. Конечно, вступая в СРО, предприниматель, возможно, и теряет какую-то часть свободы, но отнюдь не финансовую. И именно кризис способствует скорейшему появлению подобных структур. По мнению президента Поволжской логистической ассоциации Андрея Иванова, которое он высказал за несколько дней до «круглого стола», ни стратегии, ни концепции, ни ответственных чиновников за логистику у нас в области нет — а значит, нет понимания проблем, нет диалога власти и бизнеса. И если в ближайшее время ничего не изменится, Нижегородчина начнет терять свою конкурентоспособность. Если еще три года назад, когда все регионы Поволжья были приблизительно на одном уровне, Нижний Новгород имел преимущество благодаря близости к Москве, то сегодня мы не входим даже в тройку лидеров, которую заняли Татарстан, Самарская и Саратовская области, где реализуются крупные системные проекты. А у нас на логистическом рынке практически никого нет. Об уровне регионального подхода к логистике свидетельствует тот факт, что до сих пор ни один из одобренных министерством инвестиционной политики проектов не начал реализовываться, ни один из инвесторов не вложил в строительство логистической инфраструктуры в Нижегородской области ни рубля.Видимо, вся причина неурядиц кроется в одном: не доходит до некоторых ответственных товарищей, что логистика — это не только складские комплексы и транспорт, но и, прежде всего, человеческие взаимоотношения. Как светлое пятно на этом неприглядном фоне — открытие в начале августа первого в центре России континентального контейнерного сухого порта полного логистического цикла на площадке комплекса «Логопром Сормово». В строительство порта холдинговая компания «Логопром» инвестировала 10 млн долларов, причем эти средства были направлены только на реконструкцию под контейнерный терминал части территорий и зданий ОАО «Волговятмашэлектроснабсбыт». Клиентам там созданы условия, аналогичные существующим на контейнерных терминалах в морских портах мира. Даже российские особые экономические зоны пока не имеют такой логистической инфраструктуры и комплекса услуг. Еще около 16 млн рублей на строительство логистического центра по производству полиэтиленовой продукции в Сормовском районе намерено направить ЗАО «Собис». По словам генерального директора предприятия Василия Калинина, стоимость одного ангара площадью в тысячу квадратных метров составит около 8 млн рублей. Кроме того, будет построена инфраструктура и обустроена прилегающая территория. В результате затраты на строительство логистического центра увеличатся вдвое. — Это не просто складская база расположенного рядом производства, а логистический центр, который будет аккумулировать расходные материалы, необходимые для производства полиэтиленовой продукции, — подчеркнул гендиректор. — К тому же логистический центр позволит дополнительно обеспечить работой около 20 человек. Срок реализации проекта составляет около двух с половиной лет. Как знать, возможно, два приведенных выше примера — это и есть тот самый свет в конце тоннеля, который позволит логистической отрасли на нижегородской земли выйти из затянувшегося кризиса…