Триумвират
Среди массы доверчивых «пролов» и не слишком умных «образованцев» давно укоренилось превратное представление о российском гербе. Якобы две головы российского двуглавого орла символизируют две части света, в которых располагается Россия, — Европу и Азию и, соответственно, два разнонаправленных вектора ее внешней политики — европейский и азиатский. На самом же деле две головы орла символизируют две ветви власти, точнее, две ее ипостаси — светскую и духовную. Подразумевалось, что у России две главы — царь и патриарх. С учетом современных реалий и некоторых поправок этот же принцип вполне уместен и сегодня. Национальные архетипы Сейчас в России сложилась уникальная ситуация, никогда не бывшая доселе и, возможно, неповторимая в будущем. Благодаря странному и уникальному стечению обстоятельств в стране сейчас три национальных лидера, обладающих и властью, и влиянием, и авторитетом, и даже популярностью. Занимая вполне официальные руководящие посты, они тем не менее весьма популярны в народе, что, вообще-то, бывает довольно редко. Каждый из них имеет своих многочисленных сторонников, у каждого их них своя сфера деятельности и своя зона ответственности. И при этом все трое находятся во взаимном согласии и движутся в одном направлении, словно тройка коней, вместе везущих одну повозку. Речь идет о президенте Медведеве, премьере Путине и Патриархе Кирилле, составивших между собой этот своеобычный и уникальный триумвират российской власти. Тройка — вообще любимое число в российской мифологии, культуре и ментальности. В сказках постоянно фигурируют три сестры, три брата, трехглавый Змей Горыныч, три желания, и т. д. «Троица» Андрея Рублева, если не самая любимая, то уж самая знаменитая русская икона, стала своеобразным культурным, точнее духовным, символом Святой Руси. На тройке завязано неисчислимое количество пословиц и поговорок. На тройке держится вся русская литература, начиная со знаменитой гоголевской птицы-тройки, которая несется куда-то вдаль и «дают ей дорогу другие народы и государства». Перешла тройка и в советскую действительность — от страшных сталинских «троек» до благодушных брежневских «на троих». «Третьим будешь?», «сообразить на троих» так же прочно вплелось в культурно-мифологическую ткань России, как «изба на трех углах не стоит» и «будь ты трижды проклят». В общем, любят тройку в России. Даже странно, что до сих пор она почти не имела своего реального отражения и воплощения в политической практике. Нет, конечно, в мировой, точнее западной, практике давно уже утвердилось трехзвенное членение власти на исполнительную, законодательную и судебную. Пытаются ввести эту же систему и в России, но как-то все пока без особого успеха. То есть ввести-то ввели, но на практике это разделение не работает, что подтверждается отсутствием культурного отражения сей политической практики. Возможно, нужно время, возможно, когда-нибудь подобное разделение властей и приживется в России и получит свое место в фольклоре и мифологии. Но более вероятным представляется то, эти абстрактные образы разделения властей плохо воспринимаются художественным русским умом, которому нужны не абстракции, а образы. И их зримое воплощение.Три центра власти И вот сейчас такой момент настал. В России три ветви власти. Точнее, три центра власти, воплощенные в президенте, премьере и патриархе. Не совсем классическое разделение властей, это верно. И даже не совсем разделение. Скорее, распределение. Распределение нагрузки и ответственности на троих, чтобы каждому в отдельности было легче тянуть свою ношу. Все это произошло довольно спонтанно, без какого-либо определенного плана и чьего-то конкретного умысла. Просто так получилось. Получилось, что в стране на вершине власти оказались три человека — равно сильных, равно умных, равно энергичных и равно популярных. За каждым из которых, при всем прочем, стоят свои инструменты и рычаги власти, свои сторонники и приверженцы и своя позиция. При том, что позиции трех лидеров по главным вопросам почти во всем совпадают и они могут работать, не отвлекаясь на мелочные споры, ссоры и разбирательства. Вот на Украине, например, тоже три сильных и популярных лидера, у каждого из которых есть и свои сторонники, и свои рычаги власти и влияния. Но они работают порознь. Более того, они дергают в разные стороны, стараясь перетянуть друг друга. Каждый из них считает себя главнее всех остальных, и каждый тянет повозку государства в свою сторону, вместо того, чтобы договориться и везти ее в одну. Тройка украинских «коней» — Ющенко, Тимошенко, Янукович — рвется в разные стороны и добьется в конце концов того, что повозка разлетится ко всем чертям. В России не так. В России троица спонтанно образовавшихся лидеров работает слаженно и согласно, вполне оправдывая классическое определение триумвирата. Все трое, конечно, разные люди. Пожалуй, даже слишком разные — различий между ними куда больше, чем сходства. Но в этом-то и заключается преимущество триумвирата. Каждый из них восполняет то, чего не хватает у других, и вместе они образуют вполне органичную троицу властителей, опровергая попутно еще одно шаблонное представление о России как о стране единоличных властителей. Как видим, властитель может быть и не один. Конечно, Дмитрий Медведев есть президент — официальный, законный и всеми признанный руководитель России. Он может смещать и назначать министров, он может смещать и назначать губернаторов и генералов, он много чего может. Но вряд ли он может сбить и затмить популярность своего предшественника и премьера Владимира Путина. Да и зачем ему это? Он предпочел воспользоваться ею для укрепления власти и страны. Ведь два сильных лидера только тогда мешают друг другу и ослабляют и власть, и страну, когда между ними разногласия. Когда же между ними царит согласие — это только укрепляет страну и повышает эффективность власти. Очевидно, что два коня везут карету быстрее, чем один, — простой арифметический подсчет, доступный даже дошколятам. В Кремле этот подсчет, наверное, тоже провели. И сделали соответствующие выводы. Что самое интересное, все трое вполне легитимные официальные деятели, прошедшие через горнило выборов. Президента избирали на всенародных выборах, премьера — на парламентском голосовании, Патриарха — на Соборе. Все трое получили народную поддержку, возможно, даже различных избирателей. Так или иначе, все трое получили официальное признание и могут действовать, опираясь на своих сторонников, а не на милость одного конкретного лица. Триумвират образовался хоть и спонтанно, но вполне законно и официально, и именно поэтому у него есть весьма неплохое будущее. В одной связке При всех своих различиях три лидера, как уже было сказано, весьма неплохо дополняют друг друга, как в личностном плане, так и в политическом. Холодноватая сдержанность Медведева уравновешивает резковатую решительность Путина и пылкую страстность Кирилла. Нелюбовь Медведева к нарочитым публичным жестам и позам вполне компенсируется любовью к ним со стороны Путина и, как ни странно, Кирилла. Медведева трудно представить себе разъезжающим на коне по сибирской степи или переплывающим баттерфляем горную речку. И на съезде байкеров он тоже не очень смотрится. Зато он очень хорошо смотрится в кабинете и на совещаниях, когда размеренным негромким голосом, с эдакой преподавательской интонацией, ведет заседания или допрашивает министров и губернаторов о выполнении «домашнего задания». Кому-то нравится стиль Путина, кому-то Медведева.Очевидно, что они не противоречат друг другу, а вполне естественно дополняют. Медведев плохо смотрится на широких народных митингах и массовых мероприятиях. Зато Патриарх Кирилл на них как рыба в воде. Прекрасный оратор, он умеет «держать» и «зажигать» толпу — то, чего Медведеву как раз недостает и что он вполне естественно компенсирует скучной кабинетной работой, которую тоже кому-то надо делать. Во время прошлогодней августовской кампании на фронт выезжал Путин, что было хотя и не по его должности, но вполне по стилю. Медведев же благоразумно остался в кабинете и смотрелся оттуда куда внушительнее Саакашвили, бегающего под пулями. Пожалуй, только одно объединяет всех трех лидеров в личном плане. Все трое любят спорт. Даже Патриарх, которому сейчас уже явно не по чину, в молодости увлекался и горными лыжами, и мотоциклами — недаром у него такие теплые отношения с байкерами. И все трое в отличной физической форме. Пожалуй, впервые со времен императоров страна получила лидеров с таким отменным здоровьем и в такой прекрасной физической форме. Мелочь, а приятно. В политическом же плане их объединяет гораздо больше. Все трое пекутся о благополучии и безопасности России — каждый на своем посту. Кирилл как пастырь, как Патриарх, отвечает за духовную безопасность и национальную идентичность России. Отсюда и его внимание к школьному образованию, отсюда и его многочисленные социальные кампании, вроде антиалкогольной и антиювенальной. Работает он и над восстановлением единства, хотя бы духовного, на пространстве бывшего СССР. Именно он, потому что больше некому: светские властители России за рубежом вызывают только подозрение. Путин сейчас, по должности, отвечает за экономику, хотя своим брутальным стилем по-прежнему ассоциируется в России с силой, мощью и уверенностью страны. Медведев же, со своей любовью к Интернету, новым технологиям, порядку и закону, больше всего ассоциируется с цивилизацией и модернизацией страны, чему он больше всего и уделяет свое внимание. Итак, закон, сила, дух — вот три ипостаси современной российской власти, воплощенной в трех лидерах — Медведеве, Путине и Кирилле.