Трое и собака
С маленькой террасы приюта для ветеранов войны видны тополя на склонегоры. Где-то за ними, вдали – настоящая, деятельная жизнь,о которой мечтают три героя премьерного спектакля театра драмы «Ветершумит в тополях», ревностно охраняющие от остальных обитателей приютасвою терраску.Шум ветраПьесу Жеральда Сиблейраса поставил Александр Сучков. В ней всего тридействующих лица. Их беседы, воспоминания и размышления, по большомусчету, и есть спектакль. Каждый день ветераны встречаются на террасе:обсуждают новости, соседей, персонал приюта, спорят ни о чем,подшучивают друг над другом, вспоминают прошлое и любуются тополями,трепещущими от ветра. В итоге деревья наводят их на мысльо побеге из приюта. Только мечта эта несбыточна, так же каки мечта одного из героев познакомиться с воспитательницейиз школы.Автор не бьет на жалость публики. Напротив, порой диалоги героевочень остроумны и даже фривольны. Время от времени теряющий сознаниеФернан (Анатолий Фирстов), приходя в себя, повторяет однуи ту же фразу: «Заходим с тыла, капитан». На вопростоварищей: Гюстава (Николай Игнатьев) и Рене (Юрий Фильшин) –о смысле фразы он под смех зала смущенно рассказывает, что это –отзвук любовных сражений.Морской бойВсе три актерские работы великолепны. Причем благодаря режиссеру актерыдостигли удивительного равновесия: практически постоянно находясь на сценевтроем, они не переигрывают друг друга ни в одном эпизодеи воспринимаются как единое целое. Их словесным дуэлям внимаешьна одном дыхании, кажется, что ты находишься вовсе не в зале,а где-то рядом с их террасой слушаешь разговори то соглашаешься, то нет с их житейскими наивнымисуждениями.А главный их слушатель – каменный пес, медленно разрушающийсяот времени на террасе. Он один верен и предан ветеранской троице,готовой взять его с собой в поход, поставив на платформуна колесиках.Три судьбы, три характера, три продуманных до мелочей образа, сыгранныхмастерски, со множеством крохотных ярких и запоминающихся деталей.Сколько эмоций может вызвать обыкновенная игра в морской бойна листочке бумаги? Бурю, готовую перевернуть не только нарисованныесуденышки, но и кресла героев! А готовы ли вы перевернутьвазон на голову претендента на день рождения друга, убежденного, чтов приюте способен выжить лишь один человек, рожденный 12 февраля?Второй именинник – явное излишество и прямая опасность?Не комедияИ всё-таки непонятно, почему эта пьеса признана лучшей комедией2006 года. Какие же были остальные? Особых открытий или глубокогофилософского смысла в ней нет: никто и не сомневается, что жизньпокалеченных войной людей, обитающих в приютах, далеко не сахар. Онаможет дать возможность еще раз показать себя актерам старшего поколения,но и у нас, и в столице роли стариков исполняют актерыв расцвете сил и таланта. Жанр спектакля, заявленный театром какгероическая комедия, даже может сбить с толку потенциальных зрителей.Остроумные диалоги временами вызывают смех в зале. Но ничегосмешного, и уж тем более героического, в спектакле нет. Онв очередной раз заставляет задуматься об одиночестве, старости,тяготах людей, доживающих свои дни в приютах для престарелых.Возможно ли вырваться из этого круга? Нет, решают сами герои: дажеза горой с тополями их ждет такой же приют. Вперед они готовыидти только ради того, чтобы разорвать круг повседневности.И для многих эта тема не просто близка, но и мучительна.– Уходите? – спросила я в антракте старичкас пальто в руках.– Да, – грустно ответил он. – Я подумал, что иду на легкуюфранцузскую комедию, хотел развеяться, забыть о проблемах.А в итоге попал на спектакль про себя, одинокого, никомуне нужного старика… Слишком тяжело…