Трогать, слушать, познавать
Книжки с «мохнатыми картинками», чтобыощутить, как жесткая шерсть медведя отличается от мягкой травки.Деревянные лошадки, пластмассовые стаканчики, плюшевые зайчики. Весьспектр тактильных ощущений могут получить маленькие посетители этойнеобычной игровой комнаты. Они познают мир на ощупь, потому что не могутего увидеть. Первая лекотека для незрячих детей открылась на этойнеделе в Нижнем Новгороде на базе Нижегородской региональнойобщественной организации родителей детей-инвалидов по зрению«Перспектива». Занятия здесь проводятся в форме игры.Дословно «лекотека» переводится как собрание игрушек. Но игрушки эти необычные, а развивающие. Их тут порядка двухсот. С малышами работаютособые специалисты — психологи логопеды и дефектологи, которые прошлиподготовку в Москве. Они проводят консультации, диагностические игровыесеансы, групповые родительские тренинги и т.д. Десятимесячный Дима с интересом тянет врот все, что попадает в его пухленькие ручки, — и это не просто обычныйсосательный рефлекс, но и способ познания. Осязание, вкус, запах и,конечно, слух — эти каналы связи с окружающей средой заменяют ему идругим таким деткам зрение. Поэтому специалисты уделяют их развитиюособое внимание. Через игру педагоги смогут подготовить этих малышей кобучению в специализированных и обычных школах, ведь в садики они неходят. Основное же знакомство с миром у детей спроблемным зрением происходит через тактильные ощущения, а значит,должно быть в наличии как можно больше образцов разных материалов,размеров, форм и т.д. Например, трогая изображения, оклеенные кусочкамиворсистой ткани, малыш должен определить, кто на картинке изображен,найти каждому животному подходящую пищу и т. д. Некоторые развивающиеигры очень дорогостоящие, и родители не могут их себе позволить. Здесьдетки могут впервые попробовать прокатиться на трехколесном велосипеде ‑обычно мамы и папы считают, что незрячему ребенку он не нужен, но зачемлишать малыша радости крутить педали? А еще услышать голоса другихлюдей, а не только мамин и папин. И поиграть с другими детьми.«Лекотека- это новая форма дошкольного образования, которая поможет ребятамобрести знания, необходимые для их гармоничного развития. Ее цель ‑психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов в возрасте отдвух месяцев до 7 лет и подготовка их к школе, — говорит руководительнижегородской региональной общественной организации «Перспектива» ИринаСумарокова. — Мы приглашаем на занятия психологов, которые проводятразличные игровые тренинги для детей по преодолению страхов. А родителямна психологических тренингах помогают принять то, что их ребенок «нетакой, как все», и научиться с этим жить. Лекотека оснащена самым современнымоборудованием, монтессори-материалами, сенсорными тренажерами, которыеподарены друзьями — корпорацией Intel. Глава города Олег Сорокин наторжественном открытии лекотеки тоже подарил сертификат на тренажер. Первые шесть месяцев лекотека будетработать на средства гранта корпорации Intel в России, а потом педагогинадеются на помощь других коммерческих организаций. А глава городапообещал, что ей предоставят более просторное помещение, ведь детишекпривозят со всей области. По данным Нижегородской общественнойорганизации «Перспектива», в центре проходят реабилитацию порядка сорокадетей в месяц. Приезжают даже из Владимира, так как Нижний стал всегочетвертым городом, где есть такая лекотека. «Это уже вторая в городелекотека. Первую мы открыли весной прошлого года в Центре помощи семье идетям Сормовского района «Дом» при поддержке Фонда поддержки детей,находящихся в трудной жизненной ситуации,- отметила начальник управлениясоциальной политики семьи и детства министерства социальной политикиНижегородской области Маргарита Ушакова.- И мы будем дальше двигаться вэтом направлении. Я надеюсь, наши социальные партнеры нас поддержат». Поее словам, на территории области работают четыре центра по социальнойреабилитации детей с ограниченными возможностями, а такжеспециализированные отделения при Центрах помощи семье и детям. В регионереализуются несколько детских программ: «Смогу жить самостоятельно»,«Равные возможности».