Site icon Нижегородская правда

Царские соколы

Российской военной авиации исполнилось сто лет. У ее истоков стояли талантливые ученые, инженеры, авиаторы, среди них – нижегородец Петр Нестеров.

 

Крылатый богатырь

В 1913 году на Русско-балтийском вагонном заводе был построен первый в мире тяжелый самолет «Илья Муромец». Группа конструкторов во главе с Игорем Сикорским создала поистине чудо техники.

Четырехмоторный аэроплан имел размах крыльев 30 метров и, приняв на борт полторы тонны груза, мог подняться на высоту 2000 метров, а затем пролететь без посадки свыше пяти часов. Нигде в мире такого не было. Вскоре питерский инженер В. В. Киреев сконструировал для «Ильи Муромца» специальный мотор.

Самолет-гигант создавался как пассажирский – с комфортабельным салоном, спальными комнатами. Но с началом мировой войны был превращен в грозного бомбардировщика, вооруженного пулеметами и авиабомбами.

В декабре 1914 года император Николай II распорядился создать целую эскадру таких воздушных кораблей. Ее начальником стал Михаил Шидловский – первый генерал отечественной авиации. Поначалу эскадра «Муромцев» базировалась под Варшавой и была в подчинении верховного главнокомандующего.

В ходе войны конструкция крылатых богатырей улучшалась, вес авиабомбы достиг 410 килограммов.

 

От Москвы до Одессы

В то время Россия располагала целым рядом крупных авиапредприятий. В войну три четверти самолетов были отечественной постройки, остальное дали союзники.

Эвакуированный из Риги в Петроград «Руссобалт» к 1917 году выпустил сотни крылатых машин разных типов. Поначалу это были самолеты французских марок, «Ньюпоры» и «Фарманы». Но осваивались и собственные – упомянутый выше «Илья Муромец» и истребитель «РБВЗ», а в 1917 году появился и новый самолет «Александр Невский», правда, запустить его в серию помешала революция.

Завод В. А. Лебедева под Петербургом производил по французской лицензии «Вуазены», копировал и ремонтировал трофейные немецкие «Альбатросы». Строил и опытные русские образцы – «Святогор», «Морской парасоль». Получив щедрые госзаказы, Владимир Лебедев приступил к постройке новых заводов в Ярославле, Пензе, Таганроге.

Также столичный авиазавод Сергея Щетинина, известный как «Первое российское товарищество воздухоплавания», прославился выпуском летающих лодок для морской авиации конструкции Дмитрия Григоровича. К весне 1914 года военное ведомство получило от него около 100 монопланов «Ньюпор» и бипланов «Фарман».

Крупным поставщиком императорского военно-воздушного флота был одессит Артур Анатра, русский предприниматель с итальянскими корнями. Сначала из его мастерских шли копии французских образцов – «Фарман», «Вуазен», «Моран». Затем появились собственные – «Анатра ВИ», «Анатра Д», которые вскоре стали преобладать над иностранными. В 1917 году завод Анатра производил 100 самолетов в месяц.

 

Асы первой мировой

В разгар 2-й Отечественной войны 1914–1918 гг. русская авиация состояла из 14 дивизионов, 91 авиаотряда, эскадры тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец» и других частей.

Действовало 11 воздухоплавательных школ. Личный состав достигал 35000 солдат и офицеров, авиапарк – 1500 летательных апаратов.

Да, мы уступали врагу и странам Антанты технически, но это возмещалось искусством и храбростью русских летчиков.

Героем Великой войны был не один наш земляк Петр Нестеров, основоположник высшего пилотажа, автор «мертвой петли», командир 11-го корпусного авиаотряда, совершивший в небе под Львовом первый в истории воздушный таран.

На счету Павла Аргеева, Александра Северского, Михаила Сафонова, Василия Янченко, Михаила Смирнова, Бориса Сергиевского – сотни сбитых немецко-австрийских самолетов.

Капитан Евграф Крутень командовал 2-м отрядом истребителей на Западном фронте. Он был грозой немецких летчиков, недаром на фюзеляже его «Ньюпора» красовался профиль богатыря Ильи Муромца.

Штаб-ротмистр Александр Казаков лично и в групповом бою сбил 32 самолета неприятеля. В 1915 году он совершил второй, после Нестерова, таран и остался жив.

Кстати

Гражданская война поломала много геройских судеб. Кто-то из вчерашних асов пал в бою, не дожив до революционного лихолетья, кто-то был мобилизован под знамена Льва Троцкого, большинство же сохранило верность присяге и ушло в Белое движение либо на чужбину. Казаков сражался и погиб в Северной добрармии, погребен близ Архангельска. Сергиевский командовал эскадрильей у Юденича. Выпускник Аракчеевского корпуса Вячеслав Ткачев возглавлял авиацию Русской армии П. Н. Врангеля. Их имена вписаны золотыми буквами в историю отечественной авиации.

Станислав Смирнов

Exit mobile version