Цели, привлекающие средства
Выдача разрешений на строительство и подключение кинженерным сетям – вот два фактора на сегодняшний день, вызывающие наибольшиезатруднения у инвесторов, желающих разместить свои капиталы в Нижегородскойобласти. Именно на них надо в первую очередь обратить внимание при внедрениицелевых моделей, призванных улучшить инвестиционный климат в регионах России.О том, какие ещё показатели требуют улучшения и как этоповлияет на бизнес, разговаривали вчера на круглом столе, организованном«Издательским домом «Нижегородская правда».Всё онлайн. Кому контроль, кому общениеДо недавнего времени повышением инвестиционной привлекательностисубъекты РФ занимались самостоятельно, каждый для себя, однако власти страныприняли решение унифицировать данную работу. В частности, на заседаниипрезидиума Госсовета под председательством президента Владимира Путина былорешено внедрить в регионах 12 целевых моделей, каждая из которых представляетсобой совокупность факторов, обеспечивающих благоприятный инвестиционныйклимат.– В моделях прописаны целевые показатели, к которым должныстремиться все регионы. В некоторых субъектах Федерации они, возможно, ужедостигнуты, другим до этих показателей ещё далеко, – поясняет представитель АСИв Приволжском федеральном округе Сергей Бочаров. – Механизм долженспособствовать созданию горизонтальных связей между субъектами: в процессевнедрения они наверняка начнут более тесно общаться, организовывать ассоциациии так далее. В общем, идея просто грандиозная.Изменения показателей всех регионов можно будет отслеживатьв онлайн-режиме на специальном федеральном интернет-портале. Новый сервисдолжен стать инструментом не только контроля, но и общения. В ближайшее времяего планируется презентовать в Москве.Бизнесу требуется каналПредставители исполнительной власти Нижегородской областиговорят: многие целевые модели внедряются у нас уже довольно давно и успешно.Так, например, в регионе нет корпорации развития, но все её функции выполняетминистерство инвестиций, земельных и имущественных отношений. Это, какоказалось, ничуть не хуже, а порой даже эффективнее.– При такой организации работы губернатор может напрямуюконтролировать конкретные проекты и оказывать поддержку в случае, если таковаяпонадобится, – отметила заместитель министра инвестиций, земельных иимущественных отношений Нижегородской области Ксения Герк. – И сейчас некоторыерегионы подумывают перенять эту практику.Кроме того, отметила Ксения Николаевна, налажена работапрямых каналов связи инвесторов с властями, сроки обращения по которым непревышают установленных законом десяти дней, а у предпринимателей естьвозможность записаться на приём к министру, а то и напрямую к губернатору.Также в области разработана интерактивная инвестиционная карта, с помощьюкоторой бизнесмен может подобрать себе подходящий земельный участок, таксказать, не выходя из собственного офиса.Рывок на облегчениеПравительство постоянно работает над продвижениемзаконопроектов, призванных облегчить жизнь инвесторам. Так, например, недавнобыл принят закон о компенсации затрат на создание инженерной инфраструктурысельхозпредприятиям с объёмом инвестиций, превышающих 2,5 миллиарда рублей. Асейчас министерство промышленности разрабатывает закон о мерах поддержкипредприятий, работающих по специнвестконтрактам.– За последние три года региональное правительство сделалобольшой рывок в плане открытости: был создан общественный совет, в рамкахкоторого инвесторы могут рассказать о своих проблемах, выдвинуть предложения,также регулярно проводятся встречи с представителями бизнеса, – говоритпредставитель АСИ в Нижегородской области Алексей Алёхин. – В 2015 году восемьпрактик нашего региона по поддержке бизнеса были признаны лучшими и былирекомендованы к тиражированию по стране.Оценка осознанияЦелевые модели составлялись на основе огромного массиваданных, полученных Агентством стратегических инициатив, в том числе в ходесоставления Национального рейтинга состояния инвестиционного климата.– Цель рейтинга – определить лучшие практики, которыепомогают региону идти вперёд, привлекать инвесторов, улучшать деловой климат.Это не документ, который готовят эксперты в закрытых кабинетах, а опросы сотентысяч предпринимателей по всей стране, – рассказывает Алексей Алёхин. –Нижегородская область в рейтинге поднялась на 10 позиций в сравнении с прошлымгодом и заняла 36‑е место. Да, некоторые субъекты ПФО опередили нас, но рывок, которыйбыл сделан, говорит о том, что региональные власти очень трепетно относятся кэтому вопросу и работают над изменением сложившей ситуации.Как признаётся Ксения Герк, поначалу у региональногоправительства не было чёткого понимания, как формируется рейтинг и для чего жеон нужен. Но позже пришло осознание: это оценка предпринимателями работырегиональных властей.– Основная проблема сегодня не в отсутствии мер поддержки, анедостаточная информированность о том, что они существуют среди предпринимателей,– уверена Ксения Николаевна. – Так, например, многие жалуются на то, что незнают, как подать заявку на инвестсовет. Мы спрашиваем: «А вы заходили наинвестиционный портал?» – «Нет, а что там?». А там содержится пошаговаяинструкция, как действовать предпринимателю, начиная от момента созданиясобственного бизнеса. Я считаю, что повышение нашей позиции в рейтинге говорито том, что мы наконец-то стали больше общаться и слышать друг друга.О чём речь12 целевых моделей, призванных улучшить инвестиционныйклимат в регионах России:- развитие регионального законодательства в части механизмовподдержки инвесторов и защиты предпринимательства;- повышение эффективности работы специальнной организации попривлечению инвестиций и работе с инвесторами;- повышение качества инвестиционного интернет-портала;- повышение эффективности обратной связи инвесторов ируководства региона;- оптимизация процедуры постановки на государственныйкадастровый учёт;- оптимизация процедуры государственной регистрации права;- оптимизация процедуры получения разрешения на строительство;- оптимизация технологического присоединения к электросетям;- оптимизация технологического присоединения к сетямгазоснабжения;- оптимизация процедуры подключения к инфраструктуре тепло‑,водоснабжения и водоотведения;- повышение эффективности организации контрольно-надзорнойдеятельности;- усиление поддержки малого и среднего предпринимательства.