Site icon Нижегородская правда

Целый посёлок оказался под угрозой сноса из-за путаницы в документах

Жители поселка Стахановский, что на Автозаводе, в панике. Неожиданно для себя они обнаружили, что их территория предназначена для многоэтажной застройки. А значит, дома, которые начинали строить еще их прадеды, где живут уже несколько поколений семей, оказались под угрозой сноса.

Гладко было на бумаге

По генеральному плану Нижний Новгород, как и все города, расчерчен на зоны: индивидуальной жилой застройки (ИЖС), многоэтажной застройки, парков и скверов и так далее. Статус, присвоенный территории, показывает, как она будет развиваться в будущем. В 2010 году в генплане произошли изменения, о которых нижегородцы даже не слышали, поскольку до последнего времени на их жизни это никак не сказывалось. Росчерк чиновничьего пера аукнулся несколько лет спустя.

Первый звоночек прозвенел в Нагулино, Гнилицах и Стригино. Аэропорт реконструировали, и населенные пункты попали в так называемую шумовую зону, в которой жилью не место. В результате поселки с трехсотлетней историей по документам вдруг стали садами и огородами, в которых допускаются только дачные домики. Жители поселков потеряли право узаконить реконструкцию домов и строительство бань, а городская администрация приобрела право не обеспечивать их школами, детсадами и поликлиниками.

Началось долгое противостояние, которое закончилось торжеством логики. Ведь это не старинные поселки приблизились к аэропорту, а он расширил зону своего влияния. Территориям вернули статус ИЖС.

Вас здесь не стояло

Поселок Стахановский активно заселялся во время строительства Горьковского автозавода в 30‑х годах прошлого века. Люди получали земельные участки для строительства жилья в бессрочное пользование. С тех пор здесь выросло несколько поколений нижегородцев. Дома постепенно росли и обустраивались. Жители провели газ и воду, избавились от уличных туалетов и устроили канализацию.

До недавнего времени жители поселка без проблем получали от городской администрации разрешения на реконструкцию домов, но с 2017 года пошли отказы. Тогда-то и выяснилось, что, по данным Росреестра, поселок Стахановский – частный сектор, а по генплану – зона многоэтажной застройки.

В итоге строить дома здесь оказалось нельзя. Потому что в будущем их всё равно должны будут снести ради будущих многоэтажек.

– Очень много проблем со сменой зонирования у нас организовалось, – рассказала жительница поселка Татьяна Елизарова. – Имея на руках свидетельство о собственности на участок под индивидуальное жилищное строительство, люди не могут зарегистрировать свои дома. Уже дошло до того, что уголовные преследования начались для тех, кто вложил материнский капитал. Потому что если он использован, люди в течение трех лет должны выделить ребенку долю жилья в доказательство того, что не использовали его в личных целях. А люди предоставить эти документы не могут – жилье-то не регистрируют.

Причем все это время собственники участков добросовестно платят налоги на землю, готовые дома продаются и покупаются, права собственности оформляются без препятствий.

– Мы купили этот дом полгода назад. У меня трое детей. Чтобы купить этот дом, мы продали четырехкомнатную квартиру в центре Автозавода, взяли ипотеку, – рассказала жительница поселка. – Поскольку собственниками были и несовершеннолетние дети, нас проверяла опека. И везде разрешение нам дали. В выписке из ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости. – Прим. ред.) везде стоит «зона ИЖС». Не сегодня-завтра нас снесут, и что нам дадут – двухкомнатную квартиру?

Подвели под крышу

На днях комиссия при областном правительстве по землепользованию и застройке приняла решение о возвращении поселка Стахановский в частный сектор. Угроза сноса домов, которая стала возможной благодаря необдуманному решению, принятому девять лет назад, миновала.

– Генеральный план – это видение, – прокомментировала решение своих предшественников директор областного департамента градостроительства и развития агломераций Марина Ракова. – Возможно, с учетом экономической ситуации прошлого периода и муниципалитет как заказчик и разработчики рассматривали такую возможность. Естественно, для подобных преобразований нужны серьезные ресурсы – либо инвестиционные, либо программы муниципалитетов и региона. Учитывая, что на сегодняшний день финансовых средств на масштабные преобразования этой территории нет, мы и приняли решение оставить индивидуальную жилую застройку в прежнем статусе и с возможностью развиваться дальше.

Однако внесение изменений в генплан, а после него в городские правила землепользования и застройки – процедура длительная. С учетом всех сроков, предусмотренных уставом города, статус земельным участкам вернут ориентировочно в марте будущего года. А до этого времени частные дома здесь будут оставаться вне закона.

«Новое дело»

Exit mobile version