Site icon Нижегородская правда

Тыльная сторона войны: как нижегородские заводы работали на победу в Великой Отечественной войне

75 лет Победы

Львиную долю в создание арсенала страны внес горьковский автомобильный завод. Своеобразным признанием этого можно считать то, что основная мощь вражеских бомбардировок города пришлась на ГАЗ. 

«Если завтра война, если завтра в поход…»

С началом войны Горьковский автомобильный завод полностью перестроил свое производство. Пришлось свернуть выпуск легковых машин и быстро наладить изготовление оружия и боевой техники. Тысячи автозаводцев ушли на фронт, и их места заняли подростки, едва окончившие ремесленные училища и школы ФЗО и женщины. Последних только за первый месяц войны на завод пришло более полутора тысяч. Свою работу кузнецами, сталеварами, формовщиками они не считали трудовым подвигом. А во время обеденных перерывов вязали носки, варежки и отправляли на фронт.

– Моя старшая сестра добровольно ушла на фронт и вернулась только в 1945 году. Младший брат трудился на ГАЗе токарем. А мне было 14 лет, когда началась война, и я пошла учиться в ремесленное училище №1, в группу электриков, – рассказала нам труженик тыла, почетный ветеран Нижнего Новгорода, заслуженный ветеран Горьковского автозавода Зоя Ивановна Нерослова. – Все, кто остался в Горьком, не жалели себя, ночевали у станков, чтобы обеспечить армию оружием и техникой. Мы получали по 200 граммов хлеба, голодали, пекли лепешки из картофельной кожуры, но искренне верили, что победим, и не жалели своих сил.

На автозаводе развернулось движение фронтовых бригад. Они перевыполняли норму в разы. Рекорд одного из основателей движения Василия Федоровича Шубина, например, составил 1130 % за смену. По мирным меркам на выпуск такого количества продукции потребовалось бы 24 года. Не отставали от взрослых и подростки. Личный рекорд 16-летнего электросварщика Алексея Елова – 536% от нормы.

«Эх, путь-дорожка фронтовая»

В первый год войны Горьковский автозавод снабжал грузовиками практически всю Красную армию. Автомобиль ГАЗ-АА, легендарную «полуторку», максимально упростили. Кабина была брезентовой, без дверей (деревянные дверцы появились только в 1943 году), без бампера, с одной фарой, а у кузова открывающимся был только задний борт.

Машина стала легкой, неприхотливой. Она была проста в обслуживании и управлении, кроме того, отлично показала себя зимой.

«Полуторка» стала символом блокадного Ленинграда, обеспечивая связь осажденного города с внешним миром.

Особое место среди военных машин занимает разведывательно-командирский автомобиль ГАЗ-67Б. Его спроектировали и поставили на поток всего за 51 день – к августу 1941 года. Неприхотливый двигатель работал на любом сорте бензина, что было крайне важно во фронтовых условиях. После войны машина успешно работала в сельском хозяйстве и разошлась не только по всей стране, но и была куплена даже в Австралию.

Бронеавтомобиль с башней БА-64 был спректирован на заводе впервые. По своей защите новая машина превосходила довоенные отечественные тяжелые бронеавтомобили и аналогичные немецкие. При этом нижегородская машина была гораздо легче и компактнее.

Кроме этого, автозавод выпускал аэросани, авиамоторы, автомобильные двигатели, снаряды для ракетной установки «катюша» и другую продукцию военного назначения.

 

«Броня крепка и танки наши быстры»

В первые месяцы Великой Отечественной на Мытищинском машиностроительном заводе создали новый легкий танк Т-60. Серийный выпуск был организован на нескольких заводах, в том числе и на ГАЗе.

В октябре 1941 года на завод пришла телеграмма от председателя Государственного комитета обороны Сталина с требованием увеличить выпуск танков до 15 штук в день. И ГАЗ задачу выполнил. До конца 1942 года Т-60 составлял значительную часть танкового парка нашей армии. А его усовершенствованная версия, танк Т-70, по массовости выпуска заняла второе место после легендарного Т-34.

ГАЗ был головным предприятием по изготовлению самоходной артиллерийской установки СУ-76 М. Самоходки были хороши и в обороне – при отражении атак пехоты, и в наступлении, подавляя пулеметные гнезда, разрушая доты и дзоты.

«Над нами «мессеры» кружили»

Уничтожение оборонной промышленности города Горького входило в гитлеровский план молниеносной войны «Барбаросса». Налеты фашистской авиации начались уже осенью 1941 года. Горьковский автозавод был выбран основной целью вражеских бомбардировок. Планировка завода была хорошо известна, ведь в его строительстве принимали участие немецкие фирмы и специалисты. Поэтому вражеские бомбарлировщики знали, куда наносить удары.

– Однажды, это было в 1942 году, мы с подругой вышли на улицу и увидели небольшой самолет, который пролетал настолько низко, что можно было рассмотреть лицо пилота. Он тоже разглядывал нас из-за штурвала и... улыбался. А потом сбросил снаряды, их было много, – вспоминает Зоя Нерослова. – Мы побежали в убежище. Но бомбы не взорвались, они были не настоящими. Как оказалось, это был отвлекающий маневр. Позднее мы узнали, что в это же время другой бомбардировщик сбросил на Горьковский автозавод настоящие снаряды. Тогда погиб наш мастер, многие знакомые, в цехах людей придавило станками из-за взрыва. С этого момента фашистская авиация появлялась каждую ночь: немцы сбрасывали бомбы на ГАЗ и улетали. Этот кошмар продолжался месяц.

В июне 1943 года самолеты Люфтваффе нанесли сокрушительный удар по горьковским заводам. Бомбардировки города стали самыми крупными ударами по советскому тылу за всю войну.

Люди, несмотря на опасность, не покидали рабочие места.

В восстановлении ГАЗа приняли участие крупнейшие горьковские заводы, а также специалисты с Урала, из Сибири, Средней Азии, Москвы – всего 35 тысяч человек. Автозавод подняли из руин за 100 дней и ночей.

Конца восстановительных работ не ждали – цеха были без крыш, но завод уже гнал свою продукцию на фронт.

...– Я считаю, что Нижний Новгород заслуженно должен носить звание «Города трудовой доблести», – уверена Зоя Нерослова. – Один только Горьковский автозавод сделал для Победы в Великой Отечественной войне всё возможное и даже невозможное. Сколько наших земляков день и ночь трудились за станками, ковали Победу в тылу! А сколько погибло!

В Нижнем Новгороде создается оргкомитет, который займется сбором подписей за присвоение почетного звания. Почти 80 организаций уже присоединились к нему. Инициаторы надеются, что Нижний Новгород станет «Городом трудовой доблести» к 75-летнему юбилею Победы.

Exit mobile version