Рабочее утро Сергея Королёва начинается с измерения давления. Здоровье у человека его профессии должно быть крепким: Сергей – водитель мусоровоза. Насколько это сложная и ответственная работа, корреспонденты «Нижегородской правды» убедились, проведя с ним рабочую смену в Нижнем Новгороде.
Экстрим на КАМАЗе
«Подышать в трубочку» перед рейсом Сергею уже не предлагают – за пять лет работы в «мусорной» сфере зарекомендовал себя как очень ответственный водитель. Королёв осматривает своего верного 20-тонного коня и приглашает нас в кабину. Забраться на полутораметровую высоту по узеньким ступенькам непросто. В кабине неожиданно уютно – мягкие сидения, голубые занавески и никакого запаха. А какой обзор! Плавно трогаемся. Дорога, машины, прохожие – всё далеко внизу, полное ощущение полёта. И вдруг резкое торможение.
– С машинами зимой сложно в городе разъезжаться, – поясняет водитель. – Особенно во дворах, когда сугробы вдоль дорог. Заденешь невзначай зеркало дорогой иномарки, потом полдня потеряешь на оформление документации. А люди не понимают, что на КамАЗе, тем более гружёном, сложно маневрировать, не уступают дорогу.
За смену Сергею с напарниками нужно опорожнить порядка 300 контейнеров, объехав три-четыре десятка дворов. Из-за припаркованных автомобилей к некоторым контейнерным площадкам не пробраться. Водителю приходится звонить в диспетчерскую и ждать, пока оттуда свяжутся с домоуправляющей компанией, чтобы найти владельцев машин и попросить их освободить проезд.
– Или мы сами катим полные баки к мусоровозу, – вступает в разговор грузчик из смены Сергея 23-летний Андрей. – Экстрим, если по снежной каше. А бывает, после оттепели мороз ударит, и колёса контейнера намертво примерзают.
Впрочем, и Андрею, и Сергею работа нравится.
– График удобный: три дня работаешь, три отдыхаешь, – поясняет Сергей. – Но главное, где бы я ещё так хорошо зарабатывал? Мне троих детей кормить надо. Когда мои пацаны вырастут, не буду против, если захотят по моим стопам пойти.
Впрочем, конкретный размер заработка он не называет, шутливо ссылаясь на коммерческую тайну. Удаётся выпытать лишь то, что доходы превышают средние по региону 32 тысячи рублей.
«Налево» не выгрузить
К трём часам дня чрево нашего мусоровоза наполнено – это чувствуется даже по более плавному ходу машины. Время отправляться на разгрузку. Ещё недавно именно этот этап был самым слабым звеном работы с отходами – недобросовестные перевозчики могли выгрузить хлам в ближайшем леске вместо полигона.
Проконтролировать их было сложно, ведь все организации сами договаривались о вывозе отходов с мусоровывозящими компаниями. Теперь за вывоз мусора отвечают региональные операторы, которые выстроили чёткую систему контроля мусоровозов.
– С этого года зарплата нам начисляется по талонам, которые выдают на полигоне, – отмечает Сергей. – В них указывают время доставки, вес машины до и после разгрузки, вес мусора. Талоны сдаём в конце смены вместе с путевым листом. И мы постоянно на связи с диспетчерской, нам даже советуют, как пробки объезжать.
Своя система слежения за мусоровозами есть и на мусоросортировочном комплексе, до которого добираемся минут за сорок – он находится практически в черте города, недалеко от Дзержинска. Это предприятие, открывшееся в мае прошлого года, одно из самых современных в России. Через сортировку здесь проходит 60 тонн мусора в час.
У ворот завода грузчики выходят передохнуть, для этого здесь предусмотрена беседка, а КамАЗ въезжает на электронные весы. После разгрузки он снова будет взвешиваться, данные о массе и объёме привезённых отходов составляются автоматически.
Для мусора нет выходных
Наш мусоровоз разгружается на забетонированной станции забора отходов, находящейся под навесом. Пакеты с мусором подхватывает погрузчик и подаёт на сортировочную линию. Проходя через пакеторазрыватель, высвобожденные отходы по конвейеру поднимаются на сортировку. Как рассказывает наш гид, заместитель генерального директора по кадрам мусоросортировочного завода Елена Виноградова, разделение мусора на 13 фракций происходит в недрах умной техники уже без участия человека. Комплекс полностью автоматизирован и работает беспрерывно, без выходных и праздников, 24 часа в сутки.
Впрочем, совсем без ручного труда на входном контроле не обойтись, поэтому предусмотрены специальные посты, где работники отбирают то, что может застопорить движение линии: одеяла, крупные фрагменты мебели, зонтики, норовящие раскрыться внутри бункера.
– Недавно даже коровью голову с ленты сняли, –рассказывает Елена Виноградова. – Нередко жители бросают в контейнеры то, что совсем не подходит под определение бытовые отходы. Пластик, картон, бумага, стекло, алюминий, железо выходят в виде готовых к продаже спрессованных брикетов. Сортировка ведётся даже по цвету пластиковых бутылок! Вторсырьё отправится на предприятия, где из него сделают новые бутылки, банки, упаковочный материал.
Перед выездом с завода Сергей показывает полученный талон: за смену мы очистили город от 7,5 тонны мусора!
Рабочий день Сергея Королёва окончен, и наш тоже – за воротами нас ждёт редакционная машина. Уже отъезжая, мусоровоз посылает нам прощальный гудок – глубокий и протяжный, как у парохода. И, надо признать, путешествие на этом «судне» оказалось ярким и интересным.