Site icon Нижегородская правда

Участники VII Транспортного форума обсудили реализацию проекта «Великий Волжский путь»

24 ноября 2022 года в Нижнем Новгороде состоялся VII Транспортный форум и выставка автомобилей и техники для бизнеса. Организаторами мероприятия выступили Торгово-промышленная палата Нижегородской области, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (филиал АСМАП по ПФО) при поддержке Правительства Нижегородской области.

В работе форума приняли участие представители Правительства Нижегородской области, Волжского бассейнового управления, Волжского речного пароходства, Волжской государственной академии водного транспорта, Центра стандартизации, метрологии и испытаний, руководители транспортно-логистических предприятий; представители предприятий, занимающихся грузоперевозками, грузоотправители, представители банковского сектора, страховых и лизинговых компаний, СМИ.

Деловая программа форума включала проведение пленарного заседания по трем тематическим блокам: «Реализация проекта «Великий Волжский путь», «Международные грузоперевозки» и «Весогабаритный контроль».

Первая часть заседания была посвящена развитию речных грузоперевозок в современных условиях. Доцент кафедры ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта» Александр Лисин подчеркнул, что Волжская речная система – это стратегическое направление развития Нижегородской области, и на данный момент принято принципиальное решение о создании транспортно-логистических центров Нижегородской области в формате тримодальных комплексов. Большое значение имеет также развитие системы пассажирского транспорта и круизного туризма. Стоит задача создать высокоэффективную региональную транспортно-логистическую систему, обеспечивающую комфортное и безбарьерное перемещение населения по всей территории региона и отвечающую потребностям мощного торгового и инновационно-промышленного комплексов, благодаря которой регион станет одним из ключевых экспортно-импортных и транзитных окон для грузопассажирского потока из Европы, Азии и Ближнего Востока, отметил спикер.

На пути развития проекта «Великий Волжский путь» остро стоит проблема обмеления Волги, уровень воды в которой снижается уже на протяжении 35 лет. Наиболее проблемный участок - от Городца до Балахны, где могут проходить суда с осадкой не более 1,8 м.  О реконструкции судоходных шлюзов 15-16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза 15 и создание судоходного канала от г. Городец до г. Нижнего Новгорода, рассказал заместитель руководитель по гидротехническим сооружениям ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» Сергей Камоза. На реализацию проекта выделено 21 773,18 млн руб. Завершение реконструкции Городецкого гидроузла запланировано на 2024 год.

Еще одна проблема использования Волжского пути бизнесом связана с отсутствием грузового порта. Единственный сухогрузный мультимодальный портовой комплекс был построен в г.Кстово холдинговой компанией «Логопром». Сегодня, по оценке генерального директора компании «Логопром» Андрея Иванова, нижегородский бизнес оказался в логистическом тупике: пути экспорта и импорта через запад закрыты, морские порты на южном направлении перегружены, регионы Центра и Северо-Запада заняли все провозные мощности магистрального транспорта в восточном направлении. В то же время в этой сложной ситуации для Нижнего Новгорода открывается «окно возможностей» и предоставляется шанс восстановить свое значение как торгового и логистического центра для Европейской части России. На пути решения этой глобальной задачи Андрей Иванов видит несколько проблем – необходимость строительства нового причала, оснащенного крановой техникой, способной грузить тарно-штучные грузы, и отсутствие контейнеров. Вопрос строительства зернового хаба также актуален для Нижегородской и соседних областей, где практически ежегодно возникает профицит зерна. Для решения этих проблем необходимо финансирование, принятие государственных программ поддержки создания речной портовой инфраструктуры, подчеркнул спикер.

Тему мер государственной поддержки для судостроительной отрасли в условиях санкционной политики продолжил ведущий специалист-эксперт отдела корпоративного строительства и имущественных отношений Департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Дмитрий Павлов. Он рассказал о принятой Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, для реализации которой приняты механизмы государственной поддержки судостроительной отрасли. Это субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на закупку судов и лизинговым платежам, а также субсидии на приобретение (строительство) новых судов взамен сданных на утилизацию («судовой утилизационный грант»), реализация программ льготного лизинга.

Продолжая тему развития «Волжского пути», Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Союза транспортников России, председатель Комитета по транспорту при ТПП РФ Виталий Ефимов акцентировал необходимость развития не только экспортных, но и внутрироссийских перевозок. Для этого требуется разработать экономическую модель мотивации грузоотправителей, чтобы обеспечить речному флоту загрузку с горизонтом планирования 10-15 лет. Предварительно следует провести аналитическую работу по изучению внутренних потребностей приволжских регионов в перевозках и разработать механизм финансирования на основе регионального государственно-частного партнерства.

Фото: Пресс-служба ТПП
Фото: Пресс-служба ТПП

Важность развития внутренних речных перевозок отметил и административный директор Судоходной компании «Волжское пароходство» Рустем Галеев. В этом году их объем вырос на 26,6% при сокращении внешних перевозок на 10%. При этом, по оценке Министерства транспорта РФ, внутренние водные пути используются в нашей стране лишь на 15%. Активному развитию речных перевозок препятствует проблема стареющего речного флота. Речное судно имеет более длительные сроки окупаемости, чем суда класса «река – море», в связи с сезонностью работы речного транспорта. Поэтому необходимо дополнительное субсидирование строительства именно речных судов, подчеркнул спикер.

Говоря о реконструкции Городецкого гидроузла, Рустем Галеев внес предложение построить дополнительную камеру на шлюзе 16 параллельно с камерой шлюза 15, что обеспечит большую пропускную способность обоих шлюзов, что особенно важно с учетом грузонаполнения транспортного потока «Север-Юг». Руководитель Волжского пароходства также поделился планами компании организовать перевозки контейнеров из порта Новороссийск в порты Красного моря и Индии.

Возможности предприятий Судостроительного кластера Нижегородской области позволяют решать различные транспортные задачи, облегчающие пересечение или использование водных поверхностей в любое время года. Это развитие внутреннего туризма, от путешествий по малым рекам и водоемам на прогулочных катерах до круизов на больших лайнерах, обеспечение пригородных и городских пассажирских перевозок, включая скоростные, паромные перевозки и организация переправ, строительство мостовых металлоконструкций, перевозки грузов различного назначения, обеспечение эксплуатации водных путей. Об этом рассказал первый заместитель руководителя Судостроительного кластера Нижегородской области, генеральный директор ООО «Си Тех», директор Института инноваций в судостроении и судоремонте Волжского государственного университета водного транспорта Петр Ежов. Он также внес предложение упростить законодательство в сфере организации переправ и учитывать их при проектировании автомобильных дорог.

Вторая часть работы форума была посвящена проблемам наземного транспорта, в частности вопросам осуществления международных автомобильных грузоперевозок в сегодняшней ситуации, а также работе автоматизированных постов весогабаритного контроля.

Exit mobile version