Профессия ученого снова стала востребованной – таков основной итог года науки и технологий. Многие родители задаются вопросами, с какого возраста можно вовлекать детей в науку и что для этого нужно. Об этом рассказали эксперты на пресс-конференции в Нижегородском областном информационном центре.
От «Веги» к «Сириусу»
Название регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега», который действует в Нижнем Новгороде с 2019 года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», говорит само за себя. Центр создан по модели федерального образовательного центра Сириус.
- Наш центр стал 16-й пилотной площадкой в России, - говорит директор регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега» Ирина Зиновьева. - Выявление талантливых ребят проходит достаточно рано, через творческие и научно-исследовательские конкурсы, олимпиады. Сейчас начинаем пилотный проект по работе с дошкольными учреждениями. В этом году в двух детских садах запустим три сириусных направления - науки, искусства и спорта. Будем уже с 5 лет выявлять талантливых ребят и далее вести их по выбранному направлению в школах по индивидуальному учебному плану.
По словам директора центра, в «Веге» проводится большое количество конкурсов регионального и межрегионального уровней. Недавно в нижегородском Доме ученых центр «Вега» провёл проектную сессию по Всероссийскому конкурсу научно-технологических проектов «Большие вызовы», которая собрала более 100 ребят, где эксперты ведущих нижегородских вузов работали по десяти направлениям, в числе которых космические технологии, биология и генетика, когнитивные технологии.
До 15 февраля любой старшеклассник может подать проект на всероссийский этап конкурса научно-технологических проектов, который пройдет в образовательном центре Сириус.
Информация о бесплатных образовательных программах есть на сайте регионального центра «Вега» и на платформе образовательного центра Сириус.
С горящими глазами
Нижегородский лицей № 38 входит в топ лучших школ России по количеству учащихся, поступающих в ведущие вузы страны. Здесь уделяется огромное внимание качеству подготовки.
- Чтобы пойти в науку, надо развивать исследовательские компетенции, - отмечает директор лицея № 38 Ирина Кучерова. - В этом помогает научно –исследовательская деятельность. Мы находим хороших наставников для детей в наших базовых вузах. Кроме того, у нас есть возможность отправлять своих ребят, которые написали серьезные научно-исследовательские работы, на всероссийские научные конференции. На днях, например, наша делегация из 14 человек вернулась с Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И.Менделеева с десятью золотыми медалями. Побывав на таких мероприятиях, ребята приезжают с горящими глазами, они начинают видеть перспективу развития, их приглашают в вузы. Это помогает нам готовить хороших выпускников.
Школа юных волшебников
Нижегородский лицей номер 40 так же, как и 38-й лицей, ведет системную и глубокую работу по воспитанию будущих учёных. Уже 60 лет лицей имеет прочные связи с Институтом прикладной физики Российской академии наук. Физику старшеклассникам здесь преподает директор Научно-образовательного комплекса ИПФ РАН Александр Рейман.
- С 1961 года по инициативе горьковских радиофизиков в школу приходили учёные, вели кружки, секции, научные семинары, - рассказывает Александр Рейман. - В 2001 году появился проект системы непрерывного образования в области прикладной физики. Старшеклассники учатся прямо у нас, занятия ведут сотрудники института. К настоящему времени мы поняли, чем раньше заниматься наукой, тем лучше. Поэтому в 40-м лицее есть Школа юных волшебников для начальной школы, где вместе с научными сотрудниками университета Лобачевского они учатся делать эксперименты, правильно их записывать. Для старшеклассников есть физические и инженерные классы, биолого–химические, IT классы. Скоро совместно с Росатомом запустим атомный класс.
- У нас работает огромное количество «сороковушников», - отмечает рассказывает Александр Рейман. – Такими учениками можно гордиться. Например, в недавнем ежегодном конкурсе молодых ученых института две первые премии получили мои бывшие ученики из 40 лицея, оба кандидаты наук.