Учитель должен уметь учиться
У каждого времени свои герои. Самый молодой из русских классиков, печально глядя на свое поколение, изобразил лицом эпохи инертного Печорина. Героями многих поколений ХХ века были самоотверженные Павка Корчагин и Александр Матросов. В облике современных молодых людей, может быть, меньше героического, чем в предшественниках прошлой поры, но зато бездеятельными и эгоистичными их уж точно не назовешь. Один пример: Михаил Владимирович Зайцев — молодой и очень энергичный директор сельской школы, лучший специалист по компьютерам в системе образования района, участник национального проекта, член партии «Единая Россия», прекрасный семьянин — так представили его в управлении образования Починковского района. Ну, чем не герой своего времени! Сам Михаил рассказывает о себе скромно и немногословно, приписывая свои удачи везению, помощи родителей, государству. Родом из Починок. В детстве сильно увлекался компьютерами — они тогда только начали появляться: УКНЦ — печатная машина, по большому счету, но с целым рядом дополнительных функций. Здорово помог тогда приятель отца, Сергей Буряшкин, работающий с электроникой на газокомпрессорной станции: и литературой, и первый компьютер приобрести. К пятому классу Миша уже начал собственные программы на Бейсике писать. Когда к 11-му классу в школьную программу включили предмет информатики, он знал устройство компьютеров изнутри. С выбором вуза не было больших сомнений — туда, где изучают информатику и математику. Родители посоветовали физико-математико-информационный факультет АГПИ, о чем Михаил потом ни разу не пожалел: учиться любимому делу очень нравилось, да и объяснение сложного материала приятелям удавалось легко. После окончания института его направили в газопроводную школу, где новоиспеченному учителю дали полную нагрузку — преподавание информатики со 2‑го по 11‑й классы. Михаил признался, что в начале было страшно: ни опыта, ни совета (прежняя учительница ушла в декрет), ни навыков общения с детьми. Но очень интересно. Образовательное учреждение разрабатывало в то время программу развития школы как социокультурного центра, и молодого специалиста привлекли к информационному оформлению проекта. Михаил Владимирович разработал тогда первую в своей жизни компьютерную презентацию, которую сам и защищал в министерстве образования области. Это был хороший опыт принятия самостоятельных решений, который еще как пригодился в будущем. В январе 2006 года 23-летнему парню предложили возглавить коллектив Дубровской основной школы. К этому времени он успел также обзавестись собственной семьей и ребенком. — Решение принять школу мне далось нелегко, — признался Михаил. — Я долго думал, советовался с родственниками. Семья поддержала меня. Теперь я понимаю, что это было верное решение. Специфика сельской школы совершенно особая. Во-первых, поразительные дети: добрые, послушные, уважительные. С ними работать — одно удовольствие. Во-вторых, чисто женский коллектив, в котором я — единственный мужчина, директор, завуч, завхоз, иногда и рабочий в одном лице. В наследство от прежнего директора мне досталось преподавание технологии и физкультуры, а я кроме армрестлинга ничем не занимался. Но учитель должен уметь учиться — освоил и это, но о своем деле не забывал. В кабинете в коробках стоял компьютер — его и вынимать-то из них боялись. Я вынул, разумеется, подключил, стал работать с документами. На следующий год приобрел второй компьютер, через год — третий. Организовал компьютерный класс (для малокомплектной школы этого количества вполне достаточно) и стал преподавать информатику со 2‑го по 9‑й класс. И коллектив учителей обучил — теперь все на них работают. В районе Михаил Васильевич Зайцев пользуется заслуженным уважением. Со своими служебными обязанностями справляется хорошо, все проверки и аттестации вверенное ему учреждение выдерживает достойно, и в помощи коллегам он никогда не отказывает: создал вот недавно в газопроводной школе единую компьютерную сеть, в управлении образования без него как без рук. А сам переживает, что школу его, в которой сегодня всего19 учеников, на будущий год, скорее всего, закроют, а учителя, средний возраст которых до 35 лет, останутся без работы. Это жестоко, считает Михаил Владимирович. За себя он не боится. Год назад он вошел в федеральную программу «Образование», получив по ней кроме положенных дома и машины гарантированное трудоустройство на ближайшие 10 лет. И в будущее смотрит спокойно: — Я вполне доволен происходящим со мной. Занимаюсь любимым делом. Получаю второе высшее образование — строительное. Эти знания, я думаю, мне очень пригодятся в жизни. У меня прекрасная семья: жена работает в адвокатской конторе и заканчивает учебу, скоро станет адвокатом. Нашей дочке Лизе 4 годика. У нас все есть: собственный дом с землей (я всегда об этом мечтал), машина — гигантское подспорье молодежи от государства. В нашем поселке целую улицу домов для молодых специалистов построили. У нас с супругой замечательные родственники, хорошие друзья — все мы очень дружим и помогаем друг другу. Вообще, ощущение жизни, я считаю, зависит от собственных установок. Нужно настраиваться на хорошее, не бояться работы, не конфликтовать с окружающим миром и … поменьше смотреть телевизор. Почти по-корчагински: «…чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».