Умереть за физкультуру
Каждый годна уроках физкультуры в школах России и ближнего зарубежьяпогибают дети. Этот год не стал исключением: в апрелев спортзале одной из сочинских гимназий умер восьмилетний ребенок.Месяцем раньше от острой легочно-сердечной недостаточности скончалсяво время школьной разминки школьник из Алматы. В нашем регионе,к счастью, не было таких трагедий, но ведь система обследованияшкольников и проведения уроков физкультуры у нас ничемне отличается от общепринятой… Считались здоровыми Трагический список жертв урока физкультуры с нулевых годовнынешнего столетия ежегодно пополняется. В 2013‑м упал и больше не всталдевятиклассник из Перми. Сразу после урока физкультуры перестало биться сердцетретьеклассника в Винницкой области Украины. В 2012 году послелегкоатлетической эстафеты в московской школе почувствовал себя плохо и умервосьмиклассник. Эти и многие другие дети, чье сердце не выдержало перегрузки,считались здоровыми и ходили в основную группу физкультуры. Хотя были и те, укого уже выявили проблемы с сердцем, но выполнять нормы им почему-топриходилось наравне со всеми. Как нам пояснили в министерстве здравоохраненияНижегородской области, перед поступлением в школу ребенка должны обследоватьвсе специалисты. В зависимости от здоровья его определят в одну из трех группдля занятий физкультурой. Кроме того, согласно приказу российского Минздрава,инструментальные обследования для выявления патологии сердечно-сосудистойсистемы несовершеннолетних проводятся в определенные возрастные периоды: в 1месяц, 1 год, 7, 10, 14, 15, 16 и 17 лет. Проходят и ежегодные медицинскиеосмотры. При выявлении отклонений или жалобах на самочувствие педиатр долженнаправлять ребенка на дообследование. Кросс с шумами в сердце Только вот как ведут массовые обследования детей? – Вспоминаю, как проходил такой «предшкольный» осмотр внашем детском садике, – рассказывает Наталья, мама девятилетнего Саши. –Быстрый проход «строем» мимо столов собравшихся в одной комнате специалистов,которые, едва успев взглянуть на шестилеток, делали быстрые пометки на бланках.В результате мой ребенок был признан «практически здоровым», ни к какомуспециалисту на дообследование его не направили. А всего через год, по словам Натальи, на осмотре в областномврачебно-физкультурном диспансере у мальчика – уже в качестве воспитанникаспортивной школы по интеллектуальным играм – выявили целый букет проблем:сколиоз, плоскостопие и, что самое страшное, шумы в сердце и учащенноесердцебиение на грани нормы. А ведь ребенок весь год бегал на физкультуре «по полнойпрограмме»… Объём против качества? – Есть объем обязательных обследований, а есть их качество,– говорит заместитель главного врача врачебно-физкультурного диспансераНижегородской области Сергей Воронин. – Если родителям кажется, что осмотрпроводился формально, им надо еще раз показать ребенка специалистам. Должнынасторожить жалобы на постоянную усталость, покалывания в груди во времянагрузки. В этом случае обязательно приведите его к кардиологу! Особенно важносделать УЗИ сердца, чтобы выявить возможную патологию и перевести ребенка изосновной группы по физкультуре в подготовительную или специальную. Детей с нарушениями сердечного ритма и хроническимизаболеваниями определяют в подготовительную группу, при этом они занимаютсявместе с одноклассниками, но по облегченной программе и по сниженнымнормативам.К детям со сколиозом на уроках физкультуры должен бытьиндивидуальный подход. Увы, редкая школа может похвалиться такой заботой освоих учениках. При более серьезных проблемах со здоровьем физкультуройможно заниматься только в специальных группах. К сожалению, на деле этоозначает просто освобождение от уроков физкультуры. А ведь полное отсутствиефизической нагрузки приводит к ухудшению работы сердца и адаптации к различнымнагрузкам, к развитию вегетососудистой дистонии.Мячом по очкам А что думают родители школьников и педагоги о пользе,безопасности и уровне проведения уроков физкультуры? Альбина Нилова, мама четвероклассника: – У моего Георгия зрение минус шесть, несколько раз нафизкультуре ему разбивали мячом очки, поэтому нам дали от нее освобождение.Хотя небольшая физическая нагрузка была бы ему полезна, ведь наши дети стольковремени проводят за партой и за компьютерами! Марина Алексеева, мама пятиклассницы: – У моей Ариши сколиоз, ортопед даже справку написала, чтоей вредны любые сотрясения позвоночника. Но учительница заставляет ее вместе совсеми прыгать и бегать. А когда ребенок напоминает ей, что врач запретила некоторыевиды нагрузки, учитель только сердится… Антон Муравьев, папа шестиклассника: – В классе моего сына у нескольких ребят сколиоз – родителиводили их к ортопеду. Думаю, что таких детей гораздо больше, просто не всехорошо обследованы. При этом диагнозе необходима лечебная физкультура. А оттого, что дети с деформациями позвоночника два раза в неделю наматывают круги,здоровее они не станут. Елена Чапурина, директор нижегородской школы № 143: – В нашей школе, к сожалению, практически нет спортзала: егозаменяет стометровое помещение, которое сделали из двух обычных классов. А ведьу нас кадетские классы, усиленная физическая подготовка. Выручает ФОК«Мещерский». Комментарий пресс-службы Мининского университета: «Чтобы не пропустить у детей случаи патологиисердечно-сосудистой системы, из-за которых во время урока физкультуры можетпроизойти трагедия, в школе должны проводиться ежегодные обязательныемедосмотры, включая ЭКГ. На уроках физкультуры учитель должен измерять детямпульс во время пробежек. Он обязан знать о состоянии здоровья каждого ученика.Пробежки на скорость, которые практикуются на уроках физкультуры, и выполнениенормативов безопасны только для здоровых детей и при регулярных занятиях».Врача! Задачи школьного врача – оказать первичную медпомощь, вызвать в случае необходимости «скорую», провести осмотр перед прививками, следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований. Вот только находится доктор в школе не каждый день, а несколько раз в неделю.По нормативу на тысячу школьников полагается один врач-педиатр и на 100 – 500 учеников – одна медсестра. Однако, по словам начальника отдела дошкольного и общешкольного образования министерства образования Нижегородской области Виктора Шмелева, в области таких больших школ мало. Поэтому чаще всего педиатр работает на полставки, появляясь в школьном медкабинете только по определенным дням или часам. Постоянно дежурит лишь медсестра. Разбитую коленку зеленкой она помажет (хотя запас лекарственных средств в школьных медкабинетах не регламентирован и потому, как правило, крайне скуден). В более серьезных случаях сможет только вызвать «неотложку» или родителей в школу. И нет гарантии, что ребенок вовремя получит врачебную помощь при травмах, ушибах, обмороках, которые в детском коллективе не редкость.Еще один минус приходящего доктора – он не знает состояния здоровья своих «временных подопечных». Из-за этого бесполезно просить его выдать справку об отсутствии противопоказаний для занятий в кружках или бассейне. А справки о состоянии здоровья школьников, выданные узкими специалистами для ограничения физической нагрузки, могут просто не дойти вовремя до учителя физкультуры, оставаясь «под стеклом» стола в медкабинете. И значит, есть вероятность, что дети с серьезными проблемами здоровья могут быть допущены к занятиям в основной группе. Именно это могло стать причиной трагедий в школах других регионов.