Урок доброты
Поздороваться, войдя в помещение. Казалось бы, что может быть естественнее и проще? Однако для людей с аутизмом и другими психоневрологическими нарушениями это настоящая проблема. В нижегородском центре «Верас» коррекционные педагоги работают над развитием социальных навыков с людьми любого возраста, в том числе с теми, кому далеко за 30.В кругу друзейНесколько молодых людей сидят на сдвинутых в круг стульях. Занятие так и называется — «Круг». Задача — пройти по кругу и за руку поздороваться с каждым.— Поначалу для наших ребят это ой как непросто, — рассказывает коррекционный педагог центра Татьяна Крупина. — Многие долго не могут запомнить, как кого зовут, каждый раз знакомятся заново.Детей с самими сложными нарушениями умственного развития при помощи современных методик возможно «вытянуть», дав им шанс на самостоятельную жизнь. Но и «особенных» взрослых, детство которых прошло ещё до появления новых технологий развития, можно приобщить к жизни в социуме, помочь им развить правильные поведенческие навыки. Для этого в «Верасе» используют особую методику, основанную на восьми стратегиях.Название некоторых говорит само за себя: «вознаграждение», «рутина», «визуальная подсказка»… Ребята работают «за что-то», например, за чай с конфетой. Повторяющиеся действия успокаивают их нервную систему. А возможность использовать подсказки в виде табличек снимают тревожность из-за вероятного промаха.— Мы говорим с ними о погоде, одежде, которую полагается надевать летом или зимой, о профессиях, — рассказывает Татьяна. — Отдельная тема — аккуратность. Показываю им картинки человека с чумазым лицом и с чистым лицом. Кто из них опрятный, а кто нет? Что нужно сделать, чтобы привести себя в порядок? Ведь то, что является само собой разумеющимся для обычного человека, требует особого проговаривания и многократного повторения для человека, например, с расстройством аутистического спектра.Сложностью для таких ребят является и определение настроения человека по мимике. Поэтому педагоги «Вераса» работают со шкалой настроения: все эмоции изображены на картинках, подопечные должны определить, радуется человек или печален, удивляется или восхищается.Солнечный домРазвиваться никогда не поздно. Тестирование «взрослых детей», которое следует за каждым курсом обучения, снова и снова подтверждает эту истину. О том, что научно обоснованные методики могут буквально творить чудеса даже в случае с неизлечимо больными людьми, говорит и опыт работы с детьми с синдромом Дауна. Люди, родившиеся с лишней хромосомой, имеют особенности развития, но при правильном подходе способны работать, приносить пользу себе и обществу.Наталья Барсукова — мама «необычного ребёнка» и один из организаторов семейного центра «Солнечный дом», созданного в этом году в Нижнем Новгороде под эгидой общественной организации «Инновационный центр «Сияние».— Помощь требуется не только детям с генетическими особенностями развития, но и их родителям, — рассказывает она. — Я медик, поэтому, наверное, мне было проще принять тот факт, что в моей семье появился такой ребёнок. Я знаю, что каждый семисотый ребёнок на планете рождается с синдромом Дауна. Может быть, для того, чтобы сделать всех нас, здоровых, добрее.В новом здании, которое выделила организации городская администрация, родители сами сделали ремонт, сами оборудовали его. Теперь в «Солнечном доме» есть сенсорная комната, творческая и гончарная мастерские, класс подготовки к школе, физкультурный зал, логопедический кабинет. А занимаются здесь, по словам Натальи Барсуковой, не только с «солнечными» детьми, как во всём мире называют малышей с синдромом Дауна, но и с обычными детишками. Тем более что и тем и другим очень полезно общаться между собой. И если «солнечные дети» учатся у здоровых сверстников правильным навыкам поведения и речи, то обычные получают, в свою очередь, не менее важные уроки — доброты, терпимости.В темуНедавно в Нижнем Новгороде завершился первый инклюзивный фестиваль детского и молодёжного творчества, в котором приняли участие более 200 детей с ограниченными возможностями здоровья и 30 без особенностей развития.На ярмарке представили более тысячи творческих детских работ, многие из которых были куплены гостями. Вырученные средства пошли на реабилитацию детей.Организаторы фестиваля — учредители центра социальной и творческой реабилитации, инклюзивного и интеграционного развития «ИРИС». По их словам, цель фестиваля — предоставить абсолютно каждому ребёнку право быть полезным членом общества.