В Нижнем Новгороде появилась новая услуга — каршеринг: поминутный прокат автомобиля. При этом не нужно идти в офис проката и возвращать авто, где взял. Машины будут стоять на улицах: увидел, сел, поехал. Добрался до нужного пункта — оставил.
Предложение в приложении
Каршеринг — от английских слов «автомобиль» и «делить». Новшество в Нижнем Новгороде презентовал сервис краткосрочной аренды автомобилей «Делимобиль». Наш областной центр стал одним из первых городов в стране, после Москвы, Санкт-Петербурга и Уфы, где появилась эта услуга.
Автопарк сервиса - бюджетные седаны Hyundai Solaris. В Нижнем их пока 50.
- До конца 2018 года планируем увеличить количество до 300, - сообщил генеральный директор сервиса «Делимобиль» Леонид Сысоев.
Машины распределят по городу. Найти ближайшую к себе можно будет с помощью специального мобильного приложения. Аренда авто — от 6 рублей в минуту в зависимости от тарифа (в Москве — от 7 рублей). Но сначала надо зарегистрироваться — на сайте компании или с помощью того же приложения. Как пояснили нам специалисты сервиса, понадобятся фото разворота паспорта и страницы с пропиской и фото водительского удостоверения с обеих сторон. Потенциальному клиенту должно быть не меньше 21 года, водительский стаж — как минимум два года. Загружаем, отправляем. Обработка данных займёт минимум сутки, а вообще до трёх рабочих дней, после чего придёт уведомление о необходимости заключить договор: можно для этого поехать в офис компании (в Нижнем он один — на улице Полтавской, 32), можно всё сделать в электронном виде. Зарегистрировались, активировались, и вы — пользователь сервиса. К слову, средний возраст поклонников каршеринга в Москве — 25-40 лет. Средняя продолжительность поездки — 42 минуты.
В сутки — по 150
С помощью приложения находим ближайший автомобиль, бронируем. На то, чтобы добраться до него, — 20 минут. Не успели — включается режим ожидания: списывается 2 рубля 50 копеек за минуту. Затем — три минуты на осмотр авто, которое открываем с помощью всё того же приложения: нет ли повреждений, чисто ли в салоне. Если что-то не так, звоним в службу поддержки. Иначе вам придётся за кем-то оставленные безобразия отвечать. Всё в порядке — отправляемся. Нужно сделать остановку — переводим аренду в режим «Ожидание». Завершаем аренду в любом удобном месте, но в пределах зоны, обозначенной в приложении. Ну и, конечно, не оставляем машину там, где это запрещено дорожными правилами.
Можно взять авто на сутки. Это будет стоить 1999 рублей, но по километрам лимит — не больше 150. Превысили — списывают по 8 рублей за каждый «лишний» километр. По словам Леонида Сысоева, места на муниципальных парковках для пользователей услуги будут бесплатными.
Местонахождение каждой машины отслеживают диспетчеры. Если авто оставили в не самом людном месте, его переместят в более «горячую» точку, например, к железнодорожному вокзалу.
- Во многих городах мира каршеринг зарекомендовал себя положительно. Закономерно, что в преддверии чемпионата мира по футболу наш регион стал одним из первых в России, где появилась эта услуга. Краткосрочная аренда автомобилей экономит время и деньги, кроме того, способствует снижению нагрузки на городские дороги, - заявил на презентации сервиса заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Николай Мамонов.
Сигареты под запретом
По подсчётам компании, одним автомобилем за сутки могут воспользоваться 10-12 человек. То есть одна машина сервиса заменяет 10 личных, а это, как говорят в компании, - сокращение пробок, улучшение экологии.
- Услуга каршеринга дешевле такси и в пять раз экономичнее по сравнению с содержанием собственного автомобиля, - пояснил заместитель главы Нижнего Новгорода Михаил Кузнецов.
Бензин, мойка, техосмотр, страховка (машины застрахованы по КАСКО) — сервис всё берёт на себя. Но для клиентов есть система штрафов. Курить в машине нельзя: штраф 2000 рублей. Испачкали что-то в салоне — штраф и возмещение стоимости услуги химчистки. Автоавария по вашей вине — штраф 5-15 тысяч рублей и, кроме того, придётся возмещать компании стоимость ремонта. Увезли машину на штрафстоянку — это тоже повлечёт расходы из вашего кошелька. Кстати, известны случаи, когда клиентам приходилось оспаривать начисленные им суммы. Так что нужно быть готовым и к защите своих прав.
Нижегородцы уже обсуждают услугу в соцсетях и на форумах. Плюсом называют то, что не надо думать о содержании авто. Среди минусов - такси приедет к подъезду, а автомобиля по каршерингу может не оказаться рядом, в зону, где можно завершать аренду машины, попал не весь город. А ещё нижегородцы считают, что в центре города такая услуга бесполезна — машину негде ставить. Станет ли свободнее на дорогах? В Москве, говорят, многие всё равно ездят на работу и с работы на личном транспорте, оставляя его на парковке, а каршерингом пользуются для краткосрочных поездок в течение дня.
Мнение
Юрий Кузьмичёв, директор «Магазина готового бизнеса»:
- Появляется альтернатива такси и прокату автомобиля. То есть повышается конкуренция. Потребитель однозначно выиграет. Хватит ли именно в Нижнем Новгороде потребителей, чтобы этот бизнес развивался, сказать сложно. Как ко всему новому, к каршерингу нижегородцы могут сначала отнестись настороженно. Но мне кажется, что в конце концов услуга приживётся. Я бы только посоветовал нижегородцам очень внимательно читать договор от начала до конца и не стесняться задавать вопросы – прямые и конкретные: «Что будет, если...»