Увидеть, как танцует лист
Современных детей называют поколением Гугл. Но ни одно интернет-пространство не научит их главному — любви, дружбе, духовным ценностям. В этом ещё раз убеждаешься, поговорив с заслуженным учителем Российской Федерации Валентиной Павловной КОРОТКОВОЙ.На уроки к ученикамНедавно среди нижегородских школьников проводился опрос на тему «За что мы любим своего учителя?» Ответы самые разные. За то, что он всегда готов прийти на помощь. За оптимизм и бесконечную веру в каждого ученика. За то, что он вкладываетв каждого частицу своего сердца.- Я рядом с детьми с 17 лет, начинала вожатой, — рассказывает Валентина Павловна. — Получила профессию учителя русского языка и литературы, пришла в нижегородскую школу № 47, и мне дали первый в моей жизни пятый класс.– Насколько страшно было впервые вставать за учительский стол?– Конечно, волновалась. Но мне всегда везло на хороших людей. Тогда мне очень помогла учитель начальных классов, которая вела моих ребят первые четыре года. И перед тем, как самой встать к доске, я ходила к ней на уроки, смотрела, как она выстраивает занятия, как держит внимание детей. Ведь в педагогическом институте отводится не так много часов на педагогику. Да и педпрактика небольшая.- Как вам, учителю литературы, удавалось научить ребят писать такие сочинения, которые занимали первые места в районе?- Учила их в первую очередь знать, понимать и любить то, что их окружает – деревья, солнечные блики на воде, солнечный лучик за окном. Выводила свой класс на сдвоенных уроках русского языка и литературы на улицу, скажем, на берег Оки. Вместе смотрели, как наступает осень, какого цвета вода в реке, как жёлтый листок танцует в воздухе. И тогда слово и окружающая среда сливались в их сознании. Именно так они учились облекать в слова то, что чувствуют и что видят. Конечно, были и неудачные уроки. Потом я их анализировала и понимала, что было этому причиной.Сесть с ребёнком за парту- А если неудачи преследуют постоянно? Скажем, у многих молодых педагогов зачастую не получается держать дисциплину на уроке. Что посоветуете?- Держать внимание класса, влюбить учеников в себя и свой предмет – большой труд. А молодым педагогам могу посоветовать временами не стоять над партой нарушителя порядка, а сесть с ним рядом, помочь понять свой предмет. И обязательно найти среди ребят в классе друзей и единомышленников. Мне почти 80 лет, и я каждый день вспоминаю своих учеников – и тех, кто был близок мне, и тех, кто не хотел идти на контакт, держался в отдалении. С грустью думаю, что кому-то могла бы дать больше тепла и внимания.- Трудные ученики у вас были?- Они есть практически у каждого учителя. У меня был случай, когда за одним набедокурившим мальчишкой пришли из комиссии по делам несовершеннолетних вместе с милиционером и хотели увести его прямо с моего урока. Я не позволила. Мы закончили урок, потом поговорили с ним по душам, он всё осознал. А недавно на одной встрече ко мне подошёл молодой человек и спросил: «Помните меня? Мне прочили в школе колонию, но я туда не попал, и у меня всё хорошо». За этого парня мы тогда просто бились. Кстати, со многими своими учениками я до сих пор поддерживаю дружбу.Учитель или робот?- Какой период из вашей педагогической деятельности вы вспоминаете с особой теплотой?- Работу в школе № 174 в Приокском районе. Огромное здание на две тысячи учеников и увлечённый своим делом коллектив. Мы все горели идеей новой школы, воспитания настоящего человека. А в девяностые началась волна школьных преобразований. Меня попросили перейти в городской отдел образования, чтобы начать работу над созданием общеобразовательных учреждений нового типа — гимназий и лицеев. Дать зелёный свет учителю, который может увидеть в каждом ученике изюминку, — такой была наша задача. Мне довелось стоять у истоков создания нынешних лучших школ областного центра: 186‑й, лицеев № 40, 36, 38, гимназии № 8. Это было время открытий для педагогов и учебных заведений, которые становились копилками новых методик и технологий. Но работая в гороно, я по-прежнему вела уроки в школе.- Уже изобретён первый робот-учитель. У него всегда ровный эмоциональный фон, он не выходит из себя, не болеет. Валентина Павловна, как вы относитесь к перспективе замены педагога интеллектуальным автоматом?- Изобретателям и создателям такого робота, конечно, честь и хвала – прогресс не стоит на месте. Такая умная машина может заниматься с ребятами, например, на уроках по совершенствованию каких-то технических знаний, информатики, точных дисциплин. Но вот полностью заменить живое слово учителя, его воспитание собственным примером, свет его глаз, доброту техническим устройством невозможно. Разве может машина заменить внимание, понимание и человечность?