Site icon Нижегородская правда

В движении: как нижегородские автопроизводители искали зарубежных партнёров

ГАЗ

В рамках нашей постоянной рубрики, посвящённой 800-летию Нижнего Новгорода, продолжаем изучать историю нижегородского автопрома по публикациям в федеральных СМИ. Сегодня вспоминаем громкие проекты нижегородских автопроизводителей с иностранными партнёрами.

 

Окно в Европу

В начале XXI века планы развития автопрома в Нижегородской области связывались в основном с ГАЗом, вернее с «Сибалом» и «Руспромавто», и в 2002 году было много сказано и написано о том, что будет создано совместное предприятие «Руспромавто», Iveco и ГАЗа, продукция которого в первые три года работы «будет продаваться только в России и странах СНГ, а затем будет совершён «марш-бросок в Европу и США». «Мы хотим доминировать на российском автомобильном рынке. Некоторые виды продукции Горьковского автозавода уже имеют там долю около 60%, поэтому наша главная задача – улучшить свои позиции», – заключил господин Дерипаска» («Коммерсантъ», 22.04.2002). Как известно, это СП так и не состоялось.

Позднее были озвучены планы компании Venture Corp. «о сборке в регионе автомобилей компании Brilliance Auto (Китай). По словам чиновников, Venture построит в регионе автозавод стоимостью более $100 млн». «Строительство завода, по словам министра инвестиционной политики Нижегородской области Дмитрия Сватковского, начнётся в «ближайшее время», а выход на проектную мощность запланирован на 2010 год. «Venture Corp. уже практически купила земельный участок и инфраструктуру под строительство завода в Дзержинске», – отметил господин Сватковский» («Коммерсантъ, 17.09.2006). Но, как отмечено в той же статье, надежд на это немного: «Минэкономразвития и Минпромэнерго, скорее всего, отнесутся к заявке скептически, потому что «чиновники не хотели бы видеть в России инвес­торов, собирающих сом­нительные по качеству автомобили». Но, по всей видимости, и заявки не было, во всяком случае эта тема в прессе больше не поднималась.

 

Французское с нижегородским

В конце того же года в Нижегородской области был продан участок земли «под создание автосборочного производства структуре украинской корпорации «Богдан», причём на этот участок претендовал французский автоконцерн PSA Peugeot Citroen, который «остался без площадки для автозавода в России» («Коммерсантъ», 19.10.2006). Но чиновники Минэкономразвития РФ намерены искать новую площадку, и возможно, что «концерн может организовать сборку на площадях Горьковского автозавода». Автоконцерн PSA Peugeot Citroen – это просто Акционерное общество Пежо, поглотившая компанию Ситроен в середине 1970 гг. после банкротства последнего.
Эта компания намеревалась размещать свое сборочное производство в Нижегородской области, и министр промышленности и инноваций области Валерий Барулин отмечал в ходе машиностроительной выставки в Брно, что соглашение может быть подписано в октябре 2007 года. «По его словам, по итогам переговоров с компанией область готова предоставить площадку около Дзержинска» («Коммерсантъ», 03.10.2007).

Однако «нижегородский губернатор Валерий Шанцев заявлял, что завода PSA Peugeot Citroen в его регионе, скорее всего, не будет. «Это очень тяжелый проект, и мы задумались, нужен ли он нам вообще», – сказал он. Обосновывая свою позицию, Валерий Шанцев фактически обвинил PSA Peugeot Citroen в том, что его автопроизводство не продвинется дальше примитивной «отвёрточной» сборки. «Нам не нужен очередной автомагазин, в котором будут продаваться собранные где-то автомобили, укомплектованные у нас только фарами, бамперами и глушителями», – пояснил губернатор» («Коммерсантъ», 27.12.2007). Журналисты отмечали, что это был первый случай столь жёсткой критики проектов западных автоконцернов в России.

 

Перемена мест

Позднее компания «Пежо» намеревалась построить завод в Калуге. «Помимо Калуги PSA Peugeot Citroen, а также концерн Mitsubishi рассматривали Петербург и Нижний Новгород в качестве возможного места строительства завода. В конце ноября 2007 г. в Калуге уже начал работу завод Volkswagen. Там также строится завод по выпуску грузовиков Volvo, который заработает в 2009 году» («Коммерсантъ», 27.12.2007). В этот период Калуга становится крупным российским автопроизводителем.

Два года спустя корпорация «Богдан» отказалась от реализации автопроекта в Нижегородской области. «Украинский автопроизводитель «Богдан» окончательно замораживает громкий проект в Борском районе Нижегородской области. О временной остановке строительства завода мощностью 160 тыс. легковых автомобилей и 6 тыс. автобусов «Богдан» сообщил в ноябре 2008 года, затем обещал «возобновить» стройку к 2010 году, но вчера объявил о прекращении работ» («Коммерсантъ» 31.07.2009). В сентябре 2009 г. газета «Ведомости» отмечала, что «Украинская автомобильная корпорация «Богдан» может потерять землю в Нижегородской области, где обещала, но не начала стоить автозавод за $770 млн» («Ведомости», 09.09.2009). Причина отказа от строительства – последствия мирового кризиса. Стоит напомнить, что владельцем компании «Укрпроминвест», в состав которой входит корпорация «Богдан», принадлежит Петру Порошенко.

 

Александр Иудин, доктор экономических наук, профессор ННГУ им. Лобачевского

Exit mobile version