В Нижегородской области возродят речные перевозки
Газета "Новое дело" №18 от 08.05.2019
Подписка на газетуЖители Нижегородской области давно просили региональные власти о возобновлении водных маршрутов по своим рекам. Теперь их желания начинают приобретать материальные очертания. В июне в регионе планируют речные перевозки на судах на подводных крыльях.
Будут ли речные трамвайчики востребованы нижегородцами или останутся средством перемещения только для иностранных туристов?
Плавали, знаем
В советские времена жизнь на Оке и Волге кипела. «Метеоры» и «Ракеты» сновали вниз и вверх по рекам, связывая Нижний Новгород с населенными пунктами области и соседних регионов – Казанью, Юрьевцем, Муромом. Билет на речной трамвайчик стоил 50 копеек.
Но наземный транспорт, встав на рыночные рельсы, выиграл конкуренцию у водного. В 2013 году компания «Водоходъ» (Москва), которой был передан весь речной флот, из-за нерентабельности закрыла последние дотируемые социально значимые маршруты на затон им. Калинина и Бор. Как объяснили в судоходной компании, содержание их стало экономически нецелесообразным: в последнюю навигацию суда заполнялись на 22%.
В 2014 году была предпринята попытка организовать перевозки от микрорайона Юг до Александровского сада, но маршрут просуществовал несколько недель. Из-за убытков перевозчик быстро поднял цены на билеты с 40 до 100 рублей, и нижегородцы перестали пользоваться речными трамвайчиками.
– Этот результат был предсказуем, – считает представитель Волжского государственного университета водного транспорта Сергей Митрошин. – Мы давали свои предложения по подвижному составу, но, на наш взгляд, были закуплены суда, которые не соответствовали объему перевозок.
С правом на надежду
И вот у нижегородского речного транспорта появилась надежда на возрождение – «Валдай 45Р», первая, спустя много лет, разработка Центрального конструкторского бюро по СПК им. Ростислава Алексеева.
Производство судов на подводных крыльях (СПК) возобновили при поддержке правительства РФ по федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники». Первый «Валдай» представили год назад на международном экономическом форуме в Санкт- Петербурге.
– К проекту проявили большой интерес, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке. Я считаю, что суда такого класса, безусловно, должны ходить на речных маршрутах между городами и районами Нижегородской области», – заявил тогда Глеб Никитин.
Два уже построенных «Валдая» получит «Северречфлот» (Ханты-Мансийский автономный округ), еще два будут бороздить водные просторы Нижегородской области.
Первый маршрут планируют запустить до Городца по выходным дням.
– «Валдай» – преемник лучших традиций легендарных судов «Метеор» и «Ракета», разработанных нижегородским конструктором Ростиславом Алексеевым, – отметил замгубернатора Евгений Люлин. – До сих пор наши подобные суда не имеют аналогов в мире. Думаю, путешествия на уникальных «Валдаях» будут интересны не только нижегородцам, но и многочисленным туристам, тем более что по реке можно будет добраться до одного из древнейших городов России – Городца, который знаменит своей деревянной архитектурой.
«Валдай» – это комфортабельное судно, оснащенное самым современным оборудованием, системой стабилизации качки и мощным двигателем. При вместимости 45 пассажиров судно обслуживается экипажем из двух человек. Расход топлива, а это 40 – 50% всех затрат в эксплуатации, составляет всего 90 л/час. Скорость прежних речных трамваев не превышала 25 км/час. Расчетная скорость «Валдая» – 65 км/час, но на испытаниях его удалось разогнать до 75. У судна высокая осадка – метр на плаву и 0,6 метра на ходу, оно проектировалось для эксплуатации на малых реках. Дальность хода – 550 км
Цену билета, если не будет налажен регулярный пассажиропоток, прогнозируют на уровне 300 – 600 рублей. Это не слишком привлекательно для нижегородцев. В нашем городе развита сеть мостов, есть сезонная паромная переправа и канатная дорога, и для дачников, например, удобней добираться на другой берег автомобилями.
– При нынешних ценах на дизельное топливо речные перевозки не станут окупаемыми. Прибыли они приносить не будут, потому что для нас, обычных людей, цены будут неподъемными, – уверен бывший главный дизайнер – начальник отдела судовой архитектуры ЦКБ по СПК Игорь Хлутчин. – Эти перевозки дотируются во всём мире. Это, скорее, вопрос престижа. В любом случае водный транспорт дешевле, чем авиационный, и менее опасный.
Следующий маршрут, который собираются развивать, тоже будет туристическим – до Макарьевского монастыря. А вот пассажирские направления требуют изучения пассажиропотоков и влияния альтернативных видов транспорта. Во всяком случае у соседей – в Самарской, Ярославской, Волгоградской областях – речные перевозки успешно развиваются и занимают долю в 30 – 40%.
– Народ уже забыл, что такое ездить до Городца на скоростном транспорте, тут должна быть соответствующая реклама, – считает дочь знаменитого конструктора, ведущий конструктор ЦКБ по СПК им. Алексеева, заслуженный конструктор РФ Татьяна Алексеева. – А то может получиться, как пустили «Метеор» до Костромы, но никто об этом не знал. А потом сделали вывод: суда на подводных крыльях нерентабельны, никто на них не ездит. Река мелеет, и суда на подводных крыльях были бы хорошей палочкой-выручалочкой, чтобы обеспечить связь до Дзержинска, до Павлова, до Мурома по Оке, туда ведь сейчас практически ничего не ходит. Но всё равно нужна дотация хотя бы вначале, чтобы запустить прогулочные рейсы, а потом постепенно, когда народ привыкнет, сделать, как в Питере. Там «Метеоры» ходят, как автобусы. Может, и у нас когда-нибудь это будет.
Эксперты говорят, что развитие речных перевозок невозможно без инфраструктуры и мер поддержки речников. Что касается оборудования берегов причалами и плавучими дебаркадерами, то и без них суда на подводных крыльях скоро смогут приставать к суше. ЦКБ разрабатывает уникальную систему убирающегося переднего крыла.
А для покупателей «Валдаев» предусмотрена льготная лизинговая программа. На эти цели в региональном бюджете выделено 84,43 млн рублей.
Ирина Видонова. «Новое дело».