Домчаться из Нижнего Новгорода в другие города региона водным транспортом – такие перспективы скоро вполне могут стать реальностью. В Нижегородской области всерьёз взялись за возрождение пассажирских перевозок по реке. Какие города могут соединить водные маршруты и сможет ли пассажирский флот стать полноценным дополнением наземному транспорту?
Плавали, знаем
Идея возрождения пассажирских перевозок водным транспортом была озвучена Глебом Никитиным в мае этого года на Петербургском международном экономическом форуме. Глава региона заявил, что речные маршруты могли бы соединить некоторые города нижегородской агломерации. И вот на днях эти перспективы обсудили представители областного правительства и депутаты Законодательного собрания.
По словам министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Вадима Власова, пассажирский речной транспорт будет развиваться в двух направлениях. Первое – это перевозки по регулируемым тарифам, то есть по тарифам, которые устанавливает область. Здесь разрабатываются два маршрута: Нижний Новгород – Кстово и Нижний Новгород – Дзержинск.
– В настоящее время привлечены специалисты, которые считают экономическую эффективность и пассажиропоток, который готов будет пойти и выбрать речной вид транспорта, – рассказал Вадим Власов. – Думаю, что в ближайшие две недели расчёты будут готовы и можно будет говорить об этих маршрутах как экономически понимаемых. Целевая аудитория этих маршрутов – трудовая корреспонденция, то есть те, кто утром едет на работу, а вечером с работы.
У речного транспорта целый ряд преимуществ: он более экологичен, позволяет разгрузить автомагистрали и добраться до пункта назначения без пробок. Однако и себестоимость поездки тут выше. Поэтому пока непонятно, на сколько этот вид транспорта востребован. А специалисты считают, что более привлекательно и перспективно второе направление возрождения речных перевозок – туристическо
Тур-подход
В туристическом направлении сейчас рассматривается вопрос организации речных маршрутов по двум направлениям Нижний Новгород – Городец и Нижний Новгород – Макарьево.
По словам специалистов, на данный момент в Нижегородской области есть всё необходимое для возрождения пассажирских перевозок водным транспортом, и в первую очередь – суда.
В частности, разработчиком и производителем необходимых для перевозки транспортных средств является ЦКБ им. Алексеева. Предприятие изготавливает судна на подводных крыльях «Валдай 45Р». Это транспортное средство способно быстро и с комфортом перевезти 45 пассажиров.
– Мы рассчитываем, что «Валдай» будет осуществлять внутриобластные перевозки, а уже межобластные-магистральные будут обслуживать суда типа «Метеор», рассчитанные на 100-120 мест, – рассказал генеральный директор предприятия АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» Сергей Итальянцев. – Что касается цены, то, к примеру, до Городца добраться на автобусе стоит 220 рублей. На нашем транспорте «Валдай» это будет стоить 300 рублей. Но при этом люди будут добираться быстрее и без пробок. Сегодня мы совместно с министерством транспорта области и департаментом туризма выбираем интересные маршруты. Здесь Городец, Кстово, Дивеево, Павлово, Дзержинск.
В Нижегородской области перевозку пассажиров по реке на протяжении многих лет осуществляла ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство». При этом убытки компенсировал областной бюджет. Но в 2013 году движение пассажирского флота было закрыто из-за нерентабельности перевозок.
Этот же аргумент о нерентабельности беспокоит специалистов сейчас. Однако в России есть примеры, когда водный транспорт успешно работает. В частности, в Амурской, Волгоградской, Ярославской, Самарской областях речной транспорт для перевозки пассажиров активно развивается, на его долю приходится 30-40 процентов от общего количества.
Как было отмечено на заседании комитета по транспорту Законодательного собрания, в Нижегородской области нет муниципальных пассажирских предприятий, которые могли бы осуществлять речные перевозки. Соответственно, для реализации этих планов придётся привлекать частные компании. Должна быть заинтересованность частного бизнеса. По словам председателя комитета по транспорту Владимира Солдатенкова, потребуется компенсация выпадающих доходов из областного бюджета, чтобы и бизнес не оттолкнуть, и пассажиров не отпугнуть ценами на проезд. В настоящий момент речь идёт о компенсации порядка пяти миллионов рублей за навигацию. Для сравнения, одному только «Нижегородпассажиравтотрансу» требуется в год около 600 миллионов рублей компенсаций.
В условиях финансовой поддержки из областного бюджета бизнес готов подключиться к возрождению пассажирских перевозок, но помимо закупки судов и проработки маршрутов потребуется строительство инфраструктуры.
– Реки есть, но мы ими не пользуется, и это нам в минус, а не в плюс, – отметил гендиректор круизной компании «Гамма» Дмитрий Галкин. – Надо делать шаги, тратить деньги, где-то рисковать... Но так, чтобы ничего не сделать и всё было – так не бывает. Ближе всего из Нижнего Новгорода по реке до Городца и до Макарьева, но если в Городце есть причал и причал хороший, то в Макарьеве необходимой инфраструктуры нет.
Сейчас в областном правительстве прорабатывают все детали проекта. Просчитывается, во сколько обойдётся Нижегородской области возрождение пассажирских речных перевозок и насколько они будут востребованы. Конкретные цифры в региональном министерстве транспорта пообещали представить в октябре.