В Нижнем Новгороде прошли финальные соревнования «РобоКросс-2023»
Машины, движущиеся без водителя, воодушевлённые лица студентов, наполненная препятствиями трасса… 14 июля на полигоне Горьковского автомобильного завода в Нижнем Новгороде прошли финальные испытания автоматизированных транспортных средств «РобоКросс», в которых приняли участие студенческие команды ведущих вузов страны. Мероприятие состоялось уже в 13‑й раз, но огонь драйва горел, как в первый!
Союз опыта и молодости
Фонд Олега Дерипаски «Вольное дело» и Горьковский автозавод ежегодно устраивают полевые испытания беспилотных робототехнических систем и дают возможность студентам проявить себя. «РобоКросс» проводится в рамках всероссийской программы «Робототехника», основанной российским промышленником Олегом Дерипаской в 2008 году. На этот раз участие в соревнованиях приняли команды ведущих технических вузов страны из Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска и Коврова.
«РобоКросс» – это образовательная история, – подчеркнул директор «РобоКросса», руководитель программы «Робототехника» Фонда «Вольное дело» Максим Петров. – Испытания беспилотников спланированы таким образом, чтобы старшее поколение студентов передавало опыт младшим. С каждым годом инженерные решения участников становятся все более эффективными. Развивается «РобоКросс» благодаря Фонду «Вольное дело» и поддержке Горьковского автозавода. В последнее время соревнования стали ещё более актуальными в плане подготовки инженеров будущего, потому что технологии, с которыми знакомятся ребята, применяются на современных промышленных предприятиях.
Специалисты, которые приобрели профессиональные компетенции в рамках программы «Робототехника», востребованы в разных сферах: робототехника, автоматизация управления, разработки в области искусственного интеллекта и систем помощи водителю.
Старт в будущее
Испытания проходили с 10 по 14 июля. Все эти дни студенты провели на полигоне: проходили инструктаж, посещали образовательные программы, готовились продемонстрировать свои беспилотные автомобили. И вот настал долгожданный день финальной схватки! Собравшиеся на полигоне могли собственными глазами наблюдать будущее – машины, за рулем которых нет водителей, выполняли задания разной сложности.
Участники соревнований должны были провести свои беспилотные автомобили «Газель» и другие транспортные средства по специальной трассе за 10 минут, выполняя различные манёвры и объезжая препятствия. Главная задача – продемонстрировать инновационные решения по применению беспилотных технологий. Для этого была создана реальная ситуация, которая может произойти на дороге. Участники могли использовать либо полностью автоматизированные системы вождения, либо телеметрические с управлением с пульта. Ну что, ГАЗуем! Несмотря на прохладную погоду, как только поехали машины, на полигоне стало жарко от азарта и волнения!
Некоторые участники сумели показать выдающиеся результаты. Так, команда из Коврова выполнила задание, которое до неё никому не удавалось — змейку задним ходом.
- Команда нашего вуза участвует в «РобоКроссе» с его рождения, фактически не пропуская ни один год, и постоянно становится призёром соревнований, – рассказал капитан команды Ковровской Государственной Технологической Академии Андрей Карпенков. – Мы благодарны российскому промышленнику Олегу Дерипаске и Горьковскому автозаводу за организацию таких замечательных соревнований и за то, что предоставили нам автомобиль для роботизации. Это помогает нашим студентам повышать квалификацию и на выходе становиться не просто инженерами, а специалистами с большой буквы. Например, один из наших ребят, который участвовал в «РобоКроссе» в 2010 – 2013 годах, сейчас является советником генерального директора всероссийского научно-исследовательского института «Сигнал» и отвечает за развитие проектов по робототехнике».
Командная работа
Судьями соревнований выступили инженеры-конструкторы Горьковского автозавода. Жюри пристально наблюдало за результатами, которые показывали участники, ведь «РобоКросс» является кузницей кадров для ГАЗа.
- Направления, которые сегодня здесь активно изучаются студентами, являются наиболее востребованными для инновационных проектов ГАЗа по разработке беспилотников, электромобилей, машин с системами помощи водителю ADAS, – подчеркнул главный инженер-конструктор Объединенного инженерного центра ГАЗ Михаил Иванов.
Ребята заметно волновались, ведь это мероприятие может открыть для них новые горизонты. Многие выпускники программы «Робототехника» пополнили ряды сотрудников автогиганта, о чём рассказала директор по персоналу «Группы ГАЗ» Елена Марштупа.
Подготовка инженерно-технических кадров — важная часть нашей стратегии развития персонала, – отметила Елена Александровна. – На «РобоКроссе» ребята получают навыки по созданию беспилотных машин, другие технические знания, знакомятся с нашим производством, с нашей корпоративной культурой. Мы также развиваем среди них командную работу, умение слышать друг друга. В итоге на ГАЗ приходят специалисты, которые обладают необходимыми знаниями и быстро адаптируются на производстве. За время работы программы «Робототехника» уже более 100 человек стали частью команды ГАЗа.
В итоге проигравших на «РобоКроссе» не было, победу одержали современные российские технологии.
- Мы создали соответствующие цифровому веку автомобили поколения NN, развиваем линейку электротранспорта, совершенствуем беспилотники, – сказал управляющий директор Горьковского автозавода Андрей Софонов. – На самом производстве – высокий уровень автоматизиции, большое количество роботов задействовано в выпуске автомобилей, есть даже роботы-логисты. Именно для таких программ нам нужны новые молодые высококвалифицированные кадры. Поэтому ГАЗ уже много лет поддерживает программу «Робототехника», которая позволяет выявлять талантливых ребят, готовить их для наших производств. С каждым годом уровень мастерства участников «РобоКросса» в применении беспилотных технологий становится выше, и техника, которую они показывают на соревнованиях, тоже становится лучше. Многие ребята из программы «Робототехника» уже работают над инновационными проектами ГАЗа .