В погоне за Шерлоком Холмсом
Василий Борисович Ливанов – человек удивительный. Застатьего практически невозможно: сегодня он в Москве даёт интервью глянцевомужурналу и выступает на центральных каналах, завтра в Питере работает над новымпроектом, а послезавтра принимает поздравления с 80-летием на даче. Но вот,наконец, после очередного гудка в телефонной трубке слышится «Алло», и голос,знакомый каждому жителю страны, доброжелательно произносит: «Слушаю вас!».Только правду– Ваш юбилей совпал с годом литературы, и хотелось бы начатьразговор с вашей литературной деятельности. С какой из своих книг вы бырекомендовали начать знакомство с вами как с писателем?– С любой. Первая публикация у меня была в ежемесячнике«Литературная Россия». Там были напечатаны мои сказки с предисловием ЛьваКассиля. В 1979‑м по рекомендации Валентина Катаева и Бориса Полевого я сталчленом Союза писателей, а первые мои публикации были в «Юности».– Что побудило взяться за перо?– У меня родилась дочь, и я стал ей сочинять сказки. В 1975году их впервые издал «Московский рабочий». С тех пор список пополнялся, онипереиздавались и почти все были экранизированы на «Союзмультфильме». Потом отдетской темы я ушёл, написал «Богатство военного атташе», «Агния, дочь Агнии» идругие повести и эссе об актёрах – Рине Зелёной, Мартинсоне. Я пишу правду имогу это гарантировать. Я работал с ними, у нас сложились дружеские отношения,и писал я для того, чтобы их имена не канули в Лету.– Говорят, мы потеряли звание самой читающей страны…– Это правда. Я сужу по своей внучке: она пальчиками тыкаетв свой экранчик и ничего не читает. Книга – это друг. Как живой человек, скоторым можно общаться, а на экранчике – это не чтение. Молодёжь воспринимаетэто как формальную информацию. А книга развивает фантазию, воображение, и еёпомнишь всю жизнь – какая у неё была «внешность», какие иллюстрации. Я надеюсь,что всё это вернётся.Раньше театр был властителем мыслей. А сегодня властитель тот, кто больше денег зарабатывает. Но театр обязательно вернётся к классике в классической постановке.– Любопытно, какую первую книгу вы прочитали?– Первую? Нет, наверное, не помню. Но вот русские сказки и«Путешествие Нильса с дикими гусями» помню. В отрочестве огромное впечатлениепроизвёл и Фенимор Купер, и «Три мушкетёра» Дюма. Очень люблю Пушкина, наравнес ним – Гоголя. А из мировой классики – Диккенс, Джек Лондон, и, естественно,Конан-Дойль. Не потому что я играл Холмса, а потому, что он поднял жанрдетектива на мировую высоту.– После миллионов вопросов про Холмса я даже боюсь задаватьсвой, но не могу обойти эту тему. Вы с Виктором Евграфовым действительнопридумали для Холмса и Мориарти свой, ни на что не похожий вид борьбы?– Её придумал постановщик трюков и каскадёр Николай Ващилин– шеф-каскадёр на фильме.– А какие виды спорта ваши любимые?– Спросите, какие нелюбимые! Я три сезона пас табун первогомосковского конного завода. Втроём мы пасли рысистый табун в двести голов,поэтому я свободно езжу верхом. Это очень пригодилось мне в кинематографе. Ястараюсь все трюки делать сам, не привлекая каскадёров.Не Атос и не Портос– Как вы восприняли запрет показа курения и сцен с алкоголемна экране? Насколько бы сократился сериал про Холмса без них!– Во всём бывают перегибы. Это и есть одно из таких явлений.Лес рубят – щепки летят.– А запрет нецензурных слов со сцены и в фильмах?– Абсолютно поддерживаю. Всё то же самое можно выразитьцензурно. Это от убожества авторов и режиссёров идёт, от невозможностинормальным языком выразить чувства своих героев, от желания выпендриться.– Правда ли, что вы могли стать Атосом отечественногокинематографа? И почему этого не случилось?– Я из Симферополя приехал в Одессу, чтобы вместе срежиссёром Юнгвальд-Хилькевичем, с которым мы учились на высших курсахрежиссёров кино, утвердить Мишу Боярского на роль Д‘Артаньяна. Он хотел взятьдругого актёра, а я убедил его, что лучше Д‘Артаньяна не найти. А сампопробовался на роль Атоса. Но тогда я снимался в «Ярославне, королевеФранции», весил 90 килограммов и был скорее Портос, чем Атос, – смеётсяЛиванов.– Как вы, с раннего детства видевший рядом самых великихактёров страны, оцениваете современные театр и кино? Какие спектакли ирежиссёры вам интересны?– Замечательно держится и держит свой театр Юрий Соломин.Малый театр – классический русский. Я в восторге от того, что он не теряетнациональных традиций. А остальное…Под видом опыта выдают всякие извращения.«По генам я – волгарь»– У нас в городе разгорелась полемика по поводу возвращенияпамятника Дзержинскому на Лубянскую площадь. Как вы, коренной москвич,сыгравший к тому же Дзержинского в фильме «Синяя тетрадь», оцениваете этуинициативу?– Могу сказать только одно: не надо памятники сносить, ненадо вандальничать. Это – история страны. Дзержинский – сложная личность,которая выражает определённый исторический период. Говоря об этих годах,невозможно вычеркнуть Дзержинского, это памятник не его личности, а времени, вкотором он жил.– Вы бывали в Нижнем Новгороде. Какие впечатления от городасамые яркие?– Я прошёл через весь город, вышел на берег, увидел Волгу изаплакал, потому что мои предки с берегов Волги, по генам я – волгарь. Я родомиз симбирских казаков, мои предки по отцу жили в станице Анненково на правомберегу. Когда тает снег, образовывается быстрое верхнее течение – «лив». Понему к Астрахани сплавлялись огромные плоты леса, а мои предки были сплавщикамиэтого леса. Отсюда, кстати, и фамилия пошла: Ливановы – «люди лива».Сила любви– Василий Борисович, возвращаясь к кино. Как вы относитесь ксериалам?– Когда сериалы делаются на хорошей литературной основе, этовсегда интересно. А когда покупается сюжетик у американцев, переделывается подРоссию, получается бесконечная унылая жвачка.– А современная мультипликация?– То, что показывают сейчас, – преступление перед детьми.Единственное, что мне нравится, это «Маша и медведь». «Богатыри» какие-тоамериканские. У нас была грандиозная мультипликация, она ничуть не устарела. Еёнеобходимо возрождать.– Что даёт вам силы, и над чем сейчас работаете?– Любовь. Любовь к моей семье, к моим друзьям, к моейРодине. И вера в Бога. Сейчас я пишу вторую книгу своих мемуаров. Первая –«Путь из детства – эхо одного тире» раскупается моментально.СправкаВасилий Борисович Ливанов – актёр, режиссёр, сценарист,писатель. Родился в Москве 19 июля 1935 года. Народный артист РСФСР (1988),почётный кавалер ордена Британской империи (за лучший экранный образ ШерлокаХолмса (2006)). Сыграл около 40 ролей в кино, озвучил более 300 персонажей вмультипликационных фильмах.«Звезда пленительного счастья»: Николай II. У Ливанова истинно царская посадка на лошади, да и сама лошадь на съёмках словно чувствовала важность момента и ступала по-королевски. Смертельную схватку Холмса с профессором Мориарти (Виктор Евграфов) снимали на Гегском водопаде, одном из красивейших в Абхазии. В фильме «Синяя тетрадь» вместе с Василием Ливановым (Дзержинский) сыграл актёр нижегородского ТЮЗа Александр Палеес (Свердлов). В роли Ленина – Михаил Кузнецов.