В свете долгов: какие права и обязанности есть у потребителя коммунальных услуг
Какие права есть у потребителя коммунальных услуг? Получать их качественно и в полной мере. Какие обязанности есть у потребителя коммунальных услуг? Оплачивать их своевременно и в полной мере. Однако нередки случаи, когда жители правом пользуются, а вот об обязанности забывают. Каким образом ресурсоснабжающие компании могут о ней «напомнить» и чем это чревато для должников?
Злостный неплательщик? Злись в темноте
Всем известно, что по закону оплачивать коммунальные услуги необходимо ежемесячно, до 10 числа следующего месяца. Однако бывают ситуации, когда собственник или пользователь помещения не успел внести текущую плату. Если платеж просрочен, ресурсоснабжающей организацией будут начислены пени. Итоговая сумма зависит от того, когда житель оплатит задолженность. И чем дольше он затягивает момент оплаты, тем, соответственно, будут выше пени. Так что, платить вовремя — не только правильно и ответственно, но еще и выгодно.
А вот при возникновении задолженности на сумму больше двухмесячной оплаты ситуация может повернуться для потребителя с гораздо худшей стороны – исполнитель коммунальных услуг имеет право ограничить или приостановить подачу коммунальных ресурсов. Проще говоря, например, отключить свет. А что, не хочешь платить – посиди в темноте, без телевизора и гаджетов и подумай о своем поведении.
К слову, если раньше жители коммунальных квартир, пренебрегающие своими обязанностями, чувствовали себя в этом плане в относительной безопасности, то сейчас этому пришел конец. Как пояснили в ГК «Волгаэнерго», которая обеспечивает электроэнергией потребителей в Автозаводском районе, появилась техническая возможность отключать электричество и покомнатно, в том числе при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Коммунальный помощник
Не можете добиться ремонта в доме, внезапно отключают воду или свет, с контейнерной площадки не вывозят мусор — расскажем, как заставить коммунальщиков работать.
Кстати, расходы на проведение работ по ограничению, приостановке и возобновлению услуги, тоже лягут на должника. Так что, побывав в подобной ситуации, нерадивый потребитель многое может увидеть в новом свете, в прямом и переносном смысле.
Можно все решить в досудебном порядке
Еще одна мера воздействия на должников – взыскание задолженности в судебном порядке.
Управляющие компании и поставщики услуг, если потребитель имеет с ними прямой договор, могут подать на него заявление в суд.
Важно знать, что при отсутствии у потребителя денежных средств судебные приставы будут обращать взыскание на заработную плату или иные доходы (денежные средства будут ежемесячно списываться с расчетного счета должника или удерживаться из заработной платы). Возможно, что погашение долга пойдет за счет реализации имущества должника. Квартиру или машину, имея открытое исполнительное производство, продать собственнику уже не получится, будет наложен запрет.
Безусловно, приятного во всех перечисленных мерах воздействия мало. Но, согласитесь, это вполне заслуженно и оправданно. Отсутствие своевременной оплаты вынуждает ресурсоснабжающие организации сокращать расходы, что может сказаться, например, на модернизации технической базы, и в конечном счете – на надёжности и качестве услуг, которые получают добросовестные потребители. Кроме того, увеличение размера просроченной дебиторской задолженности стимулирует рост тарифа на коммунальные услуги.
А вот тем, кто попал в сложную ситуацию, но готов заплатить накопившиеся долги, ресурсоснабжающие компании идут навстречу. Так, например, ГК «Волгаэнерго» может составить индивидуальный график поэтапного погашения суммы в рассрочку. Обратиться за помощью потребители могут несколькими способами:
- через сайт гарантирующего поставщика www.volgaenergo.ru в разделе «Обратная связь»
- по электронной почте на адрес ves3@volgaenergo.ru, указав номер лицевого счета, адрес и контактные данные
- при посещении офисов компании (пр‑т Ильича,5 и Южное шоссе, 41).