В России вступил в силу закон, обязывающий банки блокировать карты при любых подозрительных операциях. Крупные покупки, много купленных товаров за час, снятие денег в новых местах – теперь банки вправе блокировать транзакции, которые посчитают сомнительными. По задумке таким образом банковская система должна защитить своих клиентов от мошенников. Однако на деле внезапная блокировка карты для многих обернулась неприятностями.
Наличный интерес
Переводы клиентов банки проверяли и раньше, но не имели права блокировать их, если возникали подозрения в законности операции. Теперь мониторинг должен осуществляться в обязательном порядке. Как только сработает так называемая антифрод-система (механизм, действующий против банковских мошенников), транзакция приостановится, а банк свяжется с клиентом для её подтверждения.
В этом случае клиенту приходит СМС-сообщение о временной блокировке карты. Чтобы разблокировать карту, нужно позвонить в банк по указанному в СМС номеру и подтвердить совершённую операцию. Некоторые банки сами перезванивают клиенту и уточняют, проводил ли он данную операцию. После идентификации клиента и подтверждения операции карту оперативно разблокируют. Ещё один способ разблокировать карту – обратиться в отделение банка. Если клиент пользуется мобильным приложением банка, можно подтвердить операцию через мобильный чат.
– Банк России получает от банков информацию о счетах, через которые вывели или пытались вывести украденные деньги, и делится ею со всеми кредитными организациями, – объяснили в пресс-центре Центробанка. – Банки и раньше обменивались информацией о счетах дропперов, а теперь это оформлено законодательно. Счета редко используют для мошенничества без ведома их владельцев. Даже если возникли подозрения, банк не обязательно блокирует счёт или карту, он должен связаться с отправителем денег и подтвердить законность операции. При этом банк должен провести операцию, если в течение двух дней не получит ответа от клиента или не сможет связаться с ним.
Трудности перевода
Впрочем, благие намерения банкиров для обычных владельцев карт уже обернулись неприятными хлопотами.
– Недавно я переводила деньги подруге через мобильный банк, – рассказала нижегородка Ирина Засыпина. – Сумма небольшая, около трёх тысяч рублей. Внезапно мне пришло СМС типа «операция не может быть выполнена, так как вызвала подозрение». Через минуту мне позвонил робот с номера моего банка и предложил ввести пароль, чтобы подтвердить, что я – это я. Очень удивилась, но сделала это. После этого перевод прошёл.
На то, чтобы разрешить ситуацию, Ирина потратила не больше 10 минут. Однако на многочисленных форумах владельцы карт делятся неприятными историями, в которые они попали из-за нового закона.
– Мы с мужем отдыхали в Турции, наличных денег с собой не взяли, так как все знают, что в этой стране есть местный банк, который выдаёт деньги и проводит любые операции без взимания процентов, – поделилась историей Мария Туманова. – В одном из магазинов мы присмотрели кожаные вещи, поторговались и начали расплачиваться картой. И вдруг ответ: «Оплата картой не проходит»! И так несколько раз! Я долго пыталась дозвониться в свой банк и наконец выяснила, что мне заблокировали карту из-за якобы подозрительного перевода! Конечно, в итоге мы разобрались, но я потратила на это массу времени, нервов и денег на международный роуминг.
Как же избежать неоправданной блокировки? Представители банков рекомендует заранее предупреждать свой банк о том, что вы планируете сделать со своей картой или счётом что-то необычное. Например, расплатиться за границей или совершить крупную покупку.
– Также стоит убедиться, что в банке есть ваши актуальные контакты, прежде всего номер мобильного телефона, – советует управляющий филиала одного из банков Вячеслав Игнонин. – Чтобы не оказаться за границей без денежных средств, желательно брать с собой не одну пластиковую карту, а как минимум две, желательно различных международных платёжных систем. Обязательно иметь наличные.
Кстати, новый закон уже использовали в своих интересах те, против кого он был направлен. Речь идёт о мошенниках. Совсем недавно Банк России распространил информацию о фактах совершения мошеннических действий посредством СМС-сообщений или имейл-рассылки с использованием имени Банка России.
– В частности, неустановленные лица направляют посредством СМС и имейл-рассылки в адрес клиентов различных кредитных организаций ложные сообщения о блокировке банковской карты клиента и предложения перезвонить по указанным в сообщениях телефонным номерам. В качестве отправителя сообщений, как правило, указываются: Центробанк России, CentroBank, служба безопасности Банка России, то есть наименования, ассоциирующиеся с названием Центрального банка Российской Федерации (Банка России), – рассказали в Центробанке.
У владельцев карт, обращающихся по указанным в сообщениях телефонным номерам, злоумышленники пытаются выяснить номера якобы заблокированных банковских карт, PIN-коды, количество денежных средств, размещённых на карточных счетах, персональные данные владельца карты и другую конфиденциальную информацию. Некоторые, к сожалению, идут на поводу у мошенников. При получении подобных сообщений Центробанк советует обратиться в свой банк. И предупреждает: Банк России может писать вам только с номера 3434.
Семь причин, по которым вам могут заблокировать банковскую карту
1. Выдача со счёта крупной суммы или дорогая покупка.
2. Единовременное моментальное снятие только что поступившей на счёт крупной суммы денег.
3. Нетипичный объём транзакции, например, если на карту ежемесячно приходила одна сумма денег и вдруг резко поступила гораздо большая, у банка возникнут подозрения.
4. Повторяющиеся однотипные сделки по снятию сумм или оплате товаров с карты в течение короткого промежутка времени, особенно характерно для интернет-покупок.
5. Нехарактерное место совершения операции, в том числе зарубежные операции.
6. Многочисленные вклады, открываемые на короткий срок до месяца, которые клиент закрывает, а деньги снимает наличными.
7. Вход в личный кабинет с нового гаджета или другого устройства. Даже нехарактерная для клиента манера нажатия клавиш на устройстве с привязанной картой может стать поводом для звонка из банка.