H
H e
S L n s
с

Великая девятка

Перейти в Дзен Читайте о добром в MAX

Как и 74 года назад, когда грянула Великая Отечественная война, так и по сей день в кругах, близких к «оборонке», Нижегородскую область называют «великой девяткой» — по числу главных направлений оборонной промышленности страны.По размещению на своей территории предприятий оборонпрома региону не было равных как тогда, так и сейчас. Буквально весь спектр продукции выпускали в годы войны на Нижегородчине: военные корабли, самолёты, подводные лодки, танки, пушки, боеприпасы…А как сегодня живут заводы-«фронтовики», которые ковали Великую Победу?ЗИС‑2 — кошмар немецких танковВ годы Великой Отечественной Нижегородский машиностроительный завод, построенный в 30‑е годы, назывался Горьковским артиллерийским заводом. За лихую военную пятилетку на предприятии было выпущено 101 тысяча 873 пушки — это больше, чем произвели за этот же срок фашистская Германия и все страны-сателлиты, вместе взятые!Пушки ЗИС‑2 и ЗИС‑3 с их высочайшей прицельностью стрельбы стали настоящим кошмаром для немецких танков. Одного снаряда хватало, чтобы уничтожить бронемашину противника. А создал эти чудо-пушки гениальный конструктор Герой Социалистического Труда Василий Грабин, бюст которого ко Дню Победы будет установлен на территории завода.Конечно, сейчас завод стал совсем другим, от той, военной, продукции, естественно, не осталось ничего. Основная номенклатура — системы противовоздушной обороны, машзавод является несомненным лидером в стране в этой области.Геннадий СУВОРОВ,заместитель генерального директора по кадрам ОАО «Нижегородский машиностроительный завод»:— В годы войны специалистами нашего предприятия было сделано за короткие сроки множество инновационных разработок, а объёмы производства выросли в 38 раз по сравнению с мирным временем! И это несмотря на то, что рабочие и инженеры уходили на фронт, а на их места к станкам вставали 15 – 16-летние мальчишки.А в этом году будет дан пуск новому машиностроительному заводу. Принято решение назвать его «Завод 70-летия Победы». Сейчас идут последние приготовления, наладка оборудования. Будет полная загрузка, будут новые рабочие места: около 4000 сотрудников в общей сложности будет принято на предприятие.Винты под небомЗа год до начала Великой Отечественной в Павлове началось строительство завода «Гидроагрегат». Как выяснилось, решение было более чем своевременным: каждый третий авиационный винт для истребителей в годы войны был сделан именно на этом предприятии, параллельно ещё и ручные гранаты выпускали.Работать начинали под открытым небом — надо было торопиться с выпуском столь нужной для фронта продукции. И уже в июле 1941-го первые винты были отправлены на 21‑й завод — ныне авиазавод «Сокол». Стоит отметить, что именно благодаря замкнутому циклу производства в Горьковской области авиазавод все комплектующие получал с предприятий своего региона.И в наши дни на Гидроагрегате превалирует военная тематика. Системы электрогидравлического управления для боевых вертолётов и самолётов были разработаны здесь, в собственном ОКБ.Павел РЕДЬКО,генеральный директор ОАО «Гидроагрегат»:— Основная наша задача сейчас — разработка систем приводов для боевых самолётов пятого поколения. Сейчас заканчиваются их госиспытания, а в 2016 году планируем начать серийное производство.Много времени и сил специалисты нашего предприятия уделяют разработке программных продуктов, научным изысканиям. Отмечу, что электрогидравлические приводы используются в самом широком спектре военной техники — не только в самолётостроении.В объёме выпускаемой Гидроагрегатом продукции превалирует госзаказ — это примерно 80 процентов от всего объёма. В 2014 году госзаказ мы выполнили на 100 процентов.Нет флота без причалаВ военные годы в Городце, конечно же, не было ОАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация». Это была судоверфь, которая, как и большинство предприятий в стране, работала для нужд фронта. До войны здесь ремонтировали речные трамвайчики и баржи, но потом резко пришлось перестраиваться на выпуск понтонов, переправ, аэросаней, волокуш, корпусов мин.Именно в войну на предприятии освоили абсолютно новую для себя технологию производства понтонов, хотя и потеряли большинство профессионалов, которые ушли на фронт. До войны на судоверфи работала тысяча человек, потом осталось только 500.Владимир ВАСЕНКОВ,генеральный директор ОАО «Судоремонтно-судостроительная компания»:— За 300 лет своего существования российский флот переживал разные времена — и упадка, и подъёма. Расцвет судостроительной отрасли пришёлся на 70‑е годы, тогда советский флот имел присутствие на всех океанах. Потом был вполне объяснимый спад — развал СССР, перестройка.Сейчас — снова подъём. А для флота надо развивать береговую инфраструктуру. И мы принимаем участие в этом процессе: строим железобетонные металлические причалы, начинённые современным оборудованием, например, для подачи воздуха высокого давления. До конца этого года поставим пять причалов для Северного флота и один, уже в июне, — в Крым, который сейчас особо нуждается в обновлении подобного оборудования.Первым делом — связьНынешний завод аппаратуры связи имени Попова не имеет ничего общего с тем, который в 1941‑м встретил начало войны. Предприятие, переведённое из Риги, выпускало… автомобили и автобусы марки «Форд». Естественно, с началом боевых действий завод мгновенно перепрофилировался на выпуск грузовиков для фронта, штабных машин, санитарных автобусов, полевых кухонь.И только спустя два десятилетия после окончания Великой Отечественной завод полностью сменил свою направленность, получил своё нынешнее название и стал специализироваться в области радиосвязи. 85 процентов парка советской авиации потом летали с радиостанциями, которые производил ГЗАС.Михаил ГУСЕВ,генеральный директор ОАО «Горьковский завод аппаратуры связи имени Попова»:— Сейчас завод аппаратуры связи динамично развивается, за последние три года объёмы производства росли в пределах 23 – 25 процентов, а в прошлом рост составил 40 процентов.Наши специалисты разработали аппаратуру связи и для бронетанковой техники, но всё же первостепенная задача — поддержание в боеспособном состоянии средств радиосвязи для авиации. И разработка новых образцов, и выпуск высокотехнологичной продукции, и ремонт этой техники — это огромный труд. Посему главный «капитал» предприятия — это люди, которые здесь работают на благо страны.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::