Великая девятка
Как и 74 года назад, когда грянула Великая Отечественная война, так и по сей день в кругах, близких к «оборонке», Нижегородскую область называют «великой девяткой» — по числу главных направлений оборонной промышленности страны.По размещению на своей территории предприятий оборонпрома региону не было равных как тогда, так и сейчас. Буквально весь спектр продукции выпускали в годы войны на Нижегородчине: военные корабли, самолёты, подводные лодки, танки, пушки, боеприпасы…А как сегодня живут заводы-«фронтовики», которые ковали Великую Победу?ЗИС‑2 — кошмар немецких танковВ годы Великой Отечественной Нижегородский машиностроительный завод, построенный в 30‑е годы, назывался Горьковским артиллерийским заводом. За лихую военную пятилетку на предприятии было выпущено 101 тысяча 873 пушки — это больше, чем произвели за этот же срок фашистская Германия и все страны-сателлиты, вместе взятые!Пушки ЗИС‑2 и ЗИС‑3 с их высочайшей прицельностью стрельбы стали настоящим кошмаром для немецких танков. Одного снаряда хватало, чтобы уничтожить бронемашину противника. А создал эти чудо-пушки гениальный конструктор Герой Социалистического Труда Василий Грабин, бюст которого ко Дню Победы будет установлен на территории завода.Конечно, сейчас завод стал совсем другим, от той, военной, продукции, естественно, не осталось ничего. Основная номенклатура — системы противовоздушной обороны, машзавод является несомненным лидером в стране в этой области.Геннадий СУВОРОВ,заместитель генерального директора по кадрам ОАО «Нижегородский машиностроительный завод»:— В годы войны специалистами нашего предприятия было сделано за короткие сроки множество инновационных разработок, а объёмы производства выросли в 38 раз по сравнению с мирным временем! И это несмотря на то, что рабочие и инженеры уходили на фронт, а на их места к станкам вставали 15 – 16-летние мальчишки.А в этом году будет дан пуск новому машиностроительному заводу. Принято решение назвать его «Завод 70-летия Победы». Сейчас идут последние приготовления, наладка оборудования. Будет полная загрузка, будут новые рабочие места: около 4000 сотрудников в общей сложности будет принято на предприятие.Винты под небомЗа год до начала Великой Отечественной в Павлове началось строительство завода «Гидроагрегат». Как выяснилось, решение было более чем своевременным: каждый третий авиационный винт для истребителей в годы войны был сделан именно на этом предприятии, параллельно ещё и ручные гранаты выпускали.Работать начинали под открытым небом — надо было торопиться с выпуском столь нужной для фронта продукции. И уже в июле 1941-го первые винты были отправлены на 21‑й завод — ныне авиазавод «Сокол». Стоит отметить, что именно благодаря замкнутому циклу производства в Горьковской области авиазавод все комплектующие получал с предприятий своего региона.И в наши дни на Гидроагрегате превалирует военная тематика. Системы электрогидравлического управления для боевых вертолётов и самолётов были разработаны здесь, в собственном ОКБ.Павел РЕДЬКО,генеральный директор ОАО «Гидроагрегат»:— Основная наша задача сейчас — разработка систем приводов для боевых самолётов пятого поколения. Сейчас заканчиваются их госиспытания, а в 2016 году планируем начать серийное производство.Много времени и сил специалисты нашего предприятия уделяют разработке программных продуктов, научным изысканиям. Отмечу, что электрогидравлические приводы используются в самом широком спектре военной техники — не только в самолётостроении.В объёме выпускаемой Гидроагрегатом продукции превалирует госзаказ — это примерно 80 процентов от всего объёма. В 2014 году госзаказ мы выполнили на 100 процентов.Нет флота без причалаВ военные годы в Городце, конечно же, не было ОАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация». Это была судоверфь, которая, как и большинство предприятий в стране, работала для нужд фронта. До войны здесь ремонтировали речные трамвайчики и баржи, но потом резко пришлось перестраиваться на выпуск понтонов, переправ, аэросаней, волокуш, корпусов мин.Именно в войну на предприятии освоили абсолютно новую для себя технологию производства понтонов, хотя и потеряли большинство профессионалов, которые ушли на фронт. До войны на судоверфи работала тысяча человек, потом осталось только 500.Владимир ВАСЕНКОВ,генеральный директор ОАО «Судоремонтно-судостроительная компания»:— За 300 лет своего существования российский флот переживал разные времена — и упадка, и подъёма. Расцвет судостроительной отрасли пришёлся на 70‑е годы, тогда советский флот имел присутствие на всех океанах. Потом был вполне объяснимый спад — развал СССР, перестройка.Сейчас — снова подъём. А для флота надо развивать береговую инфраструктуру. И мы принимаем участие в этом процессе: строим железобетонные металлические причалы, начинённые современным оборудованием, например, для подачи воздуха высокого давления. До конца этого года поставим пять причалов для Северного флота и один, уже в июне, — в Крым, который сейчас особо нуждается в обновлении подобного оборудования.Первым делом — связьНынешний завод аппаратуры связи имени Попова не имеет ничего общего с тем, который в 1941‑м встретил начало войны. Предприятие, переведённое из Риги, выпускало… автомобили и автобусы марки «Форд». Естественно, с началом боевых действий завод мгновенно перепрофилировался на выпуск грузовиков для фронта, штабных машин, санитарных автобусов, полевых кухонь.И только спустя два десятилетия после окончания Великой Отечественной завод полностью сменил свою направленность, получил своё нынешнее название и стал специализироваться в области радиосвязи. 85 процентов парка советской авиации потом летали с радиостанциями, которые производил ГЗАС.Михаил ГУСЕВ,генеральный директор ОАО «Горьковский завод аппаратуры связи имени Попова»:— Сейчас завод аппаратуры связи динамично развивается, за последние три года объёмы производства росли в пределах 23 – 25 процентов, а в прошлом рост составил 40 процентов.Наши специалисты разработали аппаратуру связи и для бронетанковой техники, но всё же первостепенная задача — поддержание в боеспособном состоянии средств радиосвязи для авиации. И разработка новых образцов, и выпуск высокотехнологичной продукции, и ремонт этой техники — это огромный труд. Посему главный «капитал» предприятия — это люди, которые здесь работают на благо страны.