Мы продолжаем наш проект "Исторический момент", посвящённый 800‑летию Нижнего Новгорода, и вспоминаем события из новейшей истории по страницам газет. В прошлом номере мы рассказывали о развитии нижегородского судостроения. А сегодня вспоминаем Ростислава Алексеева – человека, который помог нашему судостроению выйти на недосягаемый уровень.
Инженер и художник
Нас, студентов 1960‑х годов, видевших Алексеева вживую, поражало, что этот стройный, энергичный, подтянутый, обаятельный моложавый человек был изображён на фотографии рядом с Валерием Чкаловым – исторической личностью, человеком-легендой из далёкого довоенного прошлого. А вот он рядом, на сцене горьковского политеха – конструктор многочисленных судов на подводных крыльях. Об экранопланах мы ничего не слышали – в СССР умели хранить секреты, хотя американцы уже знали о каспийском монстре.
Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в маленьком городке Черниговской губернии в весьма интеллигентной для крестьянской России тех времён семье: «Отец его был агрономом, мама – учительницей. …Детей Алексеевы воспитывали по тогдашним временам очень необычно: ничего не запрещали и помогали во всём разобраться самим. Однажды Ростислав и его брат Анатолий построили лодку-плоскодонку. Но когда мальчишки спустили плавательное средство на воду, она перевернулась… Евгений Кузьмич не стал задавать сыновьям трёпку, а отвёл ребят к знакомому рыбаку. И уже вместе с опытным человеком они сделали правильную посудину» («Комсомольская правда», 17.03.2015).
В 1933 году (это было время голода в СССР) Алексеевы переехали в город Горький и «в 1935‑м Ростислав поступил на кораблестроительный факультет Горьковского индустриального института. И одновременно пошёл учиться в художественное училище» («Комсомольская правда», 17.03.2015). Очень важным является последнее обстоятельство: его коллеги нередко отмечали, что свои технические проекты Алексеев обычно начинал с рисунков, а вообще очень любил рисовать парусники.
«Заявившаяся на регату в Горьком в 1935 году нетипичная яхта с «зелёной» командой вызвала недоумение и сарказм публики. Сжалившись, организаторы допустили чудаков. И тут, прямо как в добрых голливудских фильмах, новички «не парясь» стали выигрывать всё подряд. Из-под пера Алексеева вышло много уникальных спортивных яхт разного класса, гарантированно приносивших победы» (журнал Yachting, сентябрь-октябрь, 2019).
Встали на крыло
Став инженером, он продолжил развивать идеи скоростного судна: «1 октября 1941 года Ростислав защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». Но началась война, и «он стал работать на заводе «Красное Сормово» контрольным мастером в цеху, где выпускали танки.
Уже «в 1942 году Алексеев получил помещения и специалистов для работы по созданию боевых катеров на малопогруженных подводных крыльях. Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел, однако его модели были признаны весьма перспективными. В 1948 году у Ростислава Алексеева появилось небольшое секретное КБ. Испытания первого в мире торпедного катера на подводных крыльях 123‑бис проходят в Севастополе. Работу конструктора и его подчинённых в 1951 году отметили Сталинской премией второй степени» («АиФ», 18.12.2014).
В 1954‑м Алексеев начинает работу над созданием первого пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета». Он должен был взять на борт 66 человек. И летом 1957 года первая «Ракета» была спущена на воду. «Пассажирское судно на подводных крыльях, по своей скорости на голову превосходившее все существовавшие на тот момент гражданские теплоходы, произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы» («АиФ», 18.12.2014). «Выпускалась «Ракета» до середины 70‑х годов (около 400 теплоходов), а эксплуатация продолжается до сих пор» («Российская газета», 17.12.2013).
Конструкторское бюро Ростислава Алексеева (ЦКБ по СПК) работало чрезвычайно продуктивно и каждый год «представляло новый проект. В 1961 году Алексеев и ещё несколько сотрудников его «фирмы» стали лауреатами Ленинской премии. Благодаря таланту и организаторским способностям замечательного конструктора по сути за восемь лет был создан скоростной флот России» («Комсомольская правда», 17.03.2015). «Ракеты» шагнули далеко за пределы СССР. Их успешно эксплуатировали не только в странах социалистического лагеря, но и, так сказать, «в логове врага». Корабли Алексеева уверенно бороздили воды Великобритании, Канады, Германии, Финляндии» («АиФ», 18.12.2014).
Была создана и произведена в промышленных масштабах целая линейка СПК – «Ракета», «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход».
Новая волна
Пассажирские суда на подводных крыльях не выпускались в России в течение двух десятилетий.
Сегодня работы по СПК возобновлены: 20 октября 2017 года со стапелей Рыбинского судостроительного завода прошёл спуск на воду первой морской «Кометы 120М», заложенной в 2013 году, которая должна отправиться в Крым на испытания. Это первое пассажирское судно на подводных крыльях, созданное на рыбинском предприятии.
В конце 2014 года на Чкаловском производственном участке ЦКБ по СПК было заложено, а в сентябре 2017‑го спущено на воду и принято в эксплуатацию в мае 2018 года СПК «Валдай 45Р». Это сравнительно небольшое речное судно с возможностью выхода в озёра. Интересно, что «за первый экземпляр возрождённого вида транспорта разгорелась конкурентная борьба.
На корабль претендует Санкт-Петербург – Северной столице он нужен для перевозки болельщиков чемпионата мира по футболу на стадион. Но свои притязания активно заявляют и представители Ханты-Мансийского региона» («Комсомольская правда», 28.09.2017).
«Три таких судна сейчас успешно эксплуатируются на речных маршрутах в Ханты-Мансийском автономном округе и Нижегородской области. «Валдай» заинтересовал также зарубежных заказчиков: в 2019 году нижегородское конструкторское бюро заключило контракт на поставку СПК «Валдай 45Р» с представителями Тайваня» («Комсомольская правда», 19.12.2019).
Так что дело Алексеева живёт.