Владимир Иванов: ресурс для стратегии в Нижегородской области использовать умеют
В преддверии очередного, уже 12-го по счету, Всероссийского банковского форума, который пройдет в Нижнем Новгороде с 25 по 26 августа наш корреспондент встретился с вице-губернатором Владимиром ИВАНОВЫМ, в числе обязанностей которого и «курирование» банковского сектора.Площадка для реальных дел — Форум проходит ежегодно, здесь профессионалы общаются между собой, выдвигают новые идеи и делятся дальнейшими планами. На ваш взгляд, претворяются ли затем слова банкиров в реальные дела? — Все то, что обсуждается и предлагается, не может быть априори на 100 процентов воплощено в жизнь. Если бы удавалось все, что мы задумываем, давно бы уже жили в райских кущах. Тем не менее банковский форум, на мой взгляд, — это очень важное событие в жизни региона. Целый ряд предложений и инициатив его участников в итоге становится составной частью законодательства и нормативной базой Банка России. Причем происходит это из года в год. Кроме того, форум является площадкой для обмена опытом, для обсуждения текущих проблем. Например, в непростые для экономики страны 2009 и 2010 годы много говорилось о функционировании банковской системы в кризисный и посткризисный период. А в этом году, когда банковский сектор вновь начал чувствовать себя уверенно, больше внимания будет уделено вопросам участия кредитных организаций в реализации стратегии социально-экономического развития регионов. ГЧП повышает эффективность — Нижегородская область стала одним из первых регионов России, где был принят закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП). В качестве таких партнеров, разумеется, рассматриваются и банковские структуры. В каком, на ваш взгляд, состоянии сегодня находятся реализуемые совместно проекты и насколько системным является это сотрудничество? — Замечу, что на момент разработки закона у нас была возможность использовать опыт других субъектов федерации — Санкт-Петербурга, республики Алтай, Томской области и ряда других регионов. Проанализировав его, мы разработали свой закон, учитывающий региональную специфику. Для этих целей были привлечены ряд экспертов, которые указали нам на возможные ошибки. Несмотря на то, что закон принят совсем недавно, он уже реально работает. Благодаря нему мы можем решать задачи по развитию социальной и инженерной инфраструктуры за счет привлечения средств частных инвесторов в реализацию инфраструктурных проектов и более эффективно расходовать бюджетные средства. Если говорить о взаимодействии с банками, то непосредственно участниками соглашений по государственно-частному партнерству они не являются. Но это неотъемлемый инструмент для реализации проектов в рамках ГЧП. Вы правильно заметили, что Сбербанк и Внешэкономбанк являются основными участниками этого процесса. Кредит бывает и инвестиционным Можно ли осветить это тему чуть поподробнее? Могу привести ряд примеров. Допустим, с Внешэкономбанком правительство области очень плотно сотрудничает по проекту строительства мостового перехода через Волгу в районе Подновья. Инвестиционная стоимость проекта составляет около 40 миллиардов рублей. В мае руководство региона и Внешэкономбанк подписали государственный контракт, в соответствии с которым банк начал нам оказывать услуги инвестиционного консультирования. С одной стороны, он организует проведение всех мероприятий, необходимых для реализации этого проекта на принципах ГЧП, — занимается подготовкой бизнес-плана и всей документации на проведение конкурса для привлечения концессионера. Уже сейчас можно констатировать, что все эти документы подготовлены грамотно. С другой стороны, и в этом я уверен на 95 процентов, в последующем банк будет финансировать того инвестора, который в рамках ГЧП возьмется за реализацию проекта. Или другой пример, связанный также с Внешэкономбанком. На территории Нижегородской области с 2009 года через его дочернее предприятие — Российский банк развития — реализуется программа по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день в ней уже принял участие 21 коммерческий банк, работающий на территории нашей области. Все они получили от Российского банка развития на этот год лимит в сумме 2,5 миллиарда рублей на кредитование малого и среднего бизнеса в регионе. В результате было выдано 380 инвестиционых кредитов на общую сумму более двух миллиардов рублей. Есть примеры и совместной работы со Сбербанком. В частности, это реализация программы обеспечения жильем молодых специалистов и выпускников вузов. Иностранцам мы тоже интересны — А есть ли интерес к подобному виду сотрудничества со стороны других банков, в том числе с участием иностранного капитала. Какие проекты и отрасли экономики в целом их могут заинтересовать? — С иностранными банками по нашему законодательству могут работать только предприятия, власть в этом смысле ограничена Бюджетным кодексом. А вот банки с участием иностранного капитала, которые работают на территории России, действительно приходят к нам с предложениями, которые касаются финансирования инвестпроектов на территории Нижегородскорй области. Интерес у иностранных инвесторов имеется прежде всего в отношении развития инфраструктуры Нижнего Новгорода и области, в том числе в сфере здравоохранения, строительства нового или реконструкции действующего аэропорта, строительства мостов, развития судо- и авиастроения. В качестве примера могу привести сотрудничество при реализации проекта государственно-частного партнерства по созданию и последующей эксплуатации мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных для переработки ТБО в Городецком районе. Партнер правительства области в этом проекте — ЗАО «Управление отходами». Схема такова: инвестор вкладывает в проект деньги, но через несколько лет, когда компания окупит вложенные средства, объект станет собственностью государства. «Управление отходами» намерено использовать привлеченные средства банка «Открытие». Факт этот сам по себе свидетельствует о наличии интереса кредитно-финансовых институтов к финансированию подобных проектов. Участие же правительства области заключается в том, что мы создаем им режим полного благоприятствования и частично компенсируем расходы. Аналогичная программа сейчас рассматривается и по строительству объектов водоснабжения в ряде муниципальных образований.