Властный призыв
Давно и прочно состоявшиеся бизнесмены оставляют свои гедиректорские кресла и с головой кидаются в чиновничий омут. Кондрашов, Косовских, Бирман, старший Буланов — список можно продолжать еще долго. И состоять он будет из действительно успешных предпринимателей. Зачем таким людям вдруг менять карьерный вектор? Попытаемся разобраться с помощью политолога, кандидата политических наук, директора Центра консервативной политики в ПФО Евгения СЕМЕНОВА. Закономерный путь развития- В народе поговаривают, что предприниматели идут во власть исключительно для защиты своего бизнеса. Неужели это действительно единственная цель?- На самом деле зрелый и грамотный управленец понимает, что существовать вне системы невозможно. И защищая корпоративные интересы, обеспечивая в целом правила игры для бизнеса, он обеспечивает и личный интерес. Лоббирование личного бизнеса — получение каких-то преференций, подрядов, льгот, — такое, конечно, встречается. Но это не стратегическая цель. Нет гарантий, что завтра система исполнительной власти не изменится. А значит, нужно их обеспечивать на уровне законодательства. Это классическая форма взаимодействия двух разных сфер, закономерный путь развития и бизнеса, и государства.Государство, чтобы отвечать интересам своих граждан, должно инкорпорировать в свои структуры профессиональных и эффективных управленцев. Интересы бизнеса, его развитие требуют защиты, лоббирования на уровне законодательной, а иногда и исполнительной власти. И бизнес делегирует туда своих представителей. Мы можем наблюдать это в любой стране с устойчивыми демократическими традициями.- Если в наших законодательных органах доминируют защитники бизнеса как такового, почему у нас так много законов, которыми недовольны предприниматели?- Не надо забывать, что депутаты, делегированные от бизнеса, имеют дело с очень серьезным игроком, который чаще всего их обыгрывает. Речь о государстве. Государство обязано содержать армию, полицию, социальную сферу — делать что-то для населения, собирая на это налоги. Если бы государство сделало все, что необходимо для бизнеса, оно, возможно, перестало бы существовать. И здесь возникает вопрос о модели государственного устройства. Россия пока находится в транзитном положении. Мы ушли от социалистической модели, но пока не пришли ни к какой другой. Недовольство законами — это трудности переходного периода. Краткосрочные… бизнес-чиновники- То есть предприниматели, ушедшие во власть, со своей миссией не вполне справляются?- Я не стал бы этого утверждать. Требовать, чтобы сразу появился результат — слишком категорично. Политику нельзя начать с чистого листа. То есть можно, конечно, попробовать начать с переворота или путча… Но это невыгодно, в первую очередь, бизнесу. Институт бизнеса не развивается на крови. Он требует доверия и стабильных отношений, в первую очередь — политических. Можно допустить, что действующая система недостаточно эффективна по одной простой причине: и государство, и бизнес набираются опыта, и опыта взаимодействия в том числе.- А хорошие ли чиновники получаются из бизнесменов?– Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет. Но есть такое наблюдение: чиновники из них получаются очень краткосрочные. На уровне законодательной власти они могут оставаться долго, быть депутатами двух, трех, четырех созывов, при этом не оставляя своего бизнеса. А вот в системе исполнительной власти не задерживаются.Как правило, это связано с тем, что определенные группы влияния выдавливают действующих представителей власти из их кресел. Наконец, чиновнику, имеющему успешный опыт ведения бизнеса, всегда есть куда уйти. В отличие от «карьерного чиновника», у которого личного бизнеса нет и кроме системы управления он ничего не знает и не умеет. Поэтому карьерный чиновник за свое кресло достаточно крепко держится, может перенести перемещение по горизонтали и даже по вертикали вниз: у него иного выбора нет. Чиновник от бизнеса согласен только на карьерный рост. Падения он не выносит, и даже перемещение по горизонтали — не его выбор, в этом случае он уходит назад, в бизнес. В бизнес уходят… завершенные — Бывает, что и карьерные чиновники уходят в бизнес — если не в собственный, то наемными управленцами.- Это та же система лоббирования бизнес-интересов. Чиновника принимают в структуру бизнеса как человека, имеющего связи и отношения в системе власти. И в данном случае он выступает консультантом-управленцем, который хорошо знает, как устроен государственный аппарат и как там принимаются решения.Есть и другая причина: если это действительно успешный чиновник, достигший определенных высот в системе управления, он становится профессиональным менеджером высокого класса. А бизнес заинтересован в том, чтобы взять на работу профессионала-управленца. Но и в этом случае на него немедленно ложится дополнительная нагрузка, связанная с лоббированием интересов в органах власти.- Если проследить эти миграционные процессы в пределах Нижегородской области за последний год, то бизнесменов, переместившихся во власть, у нас вдвое больше, чем госслужащих, ушедших в бизнес. Это обычное соотношение или не вполне типичный случай? И как его можно объяснить?- На мой взгляд, это соотношение говорит, в первую очередь, о тенденциях, которые сегодня существуют в России. Процессы, которые мы сейчас наблюдаем в стране, с точки зрения политического управления можно назвать центростремительными. Вертикаль власти — метафора, с которой мы живем уже больше десяти лет, — как раз и объясняет эту ситуацию. Центр принятия решений, энергетический центр нашей жизни — это система исполнительной власти. Отсюда стремление большинства интегрировать себя во власть — законодательную или исполнительную. В бизнес из исполнительной власти сейчас уходят те, кто понял, что его карьера в системе власти завершена.