ВМЗ: стратегия устойчивости
Для Выксунского металлургического завода прошедший «металлургический год» был, как и для всей отрасли, сложным и насыщенным. Глобальный экономический кризис ударил по металлургам и крупным потребителям их продукции — автопрому, строительству, транспорту. Но при снижении общего объема производства труб и железнодорожных колес ВМЗ сумел увеличить свои рыночные доли. Более устойчивое положение по сравнению с другими предприятиями отрасли — результат правильно выбранной компанией стратегии, уверены на ВМЗ. «Стратегия развития Объединенной металлургической компании, в которую входит ВМЗ, изначально была разработана с учетом необходимости преодоления возможного экономического кризиса, — говорит исполнительный директор ОАО «ВМЗ» Владимир Кочетков. — На протяжении уже целого ряда лет ее основные направления остаются неизменными — модернизация производства, инвестирование в новые технологии. Как показало время, эта стратегия эффективно работает в условиях реального кризиса». Крупные инвестиции, которые ОМК начиная с 2003 года вложила в развитие и техническое перевооружение производства труб и железнодорожных колес на ВМЗ, позволяют сегодня предлагать заказчикам качественную продукцию. Результатом стали долгосрочные контракты с ОАО «Газпром», «Транснефть», «Российские железные дороги» и другими крупнейшими компаниями. Они в первую очередь обеспечивают предприятию устойчивость и стабильность в нынешнее сложное время. За последний год ВМЗ поставил уже по 200 тыс. тонн труб большого диаметра (ТБД) для крупнейших международных проектов по строительству магистральных газопроводов — Nord Stream и «Средняя Азия — Китай». «ВМЗ располагает крупнейшим в мире комплексом по производству ТБД, который может выпускать до 100 проц. труб с антикоррозионным покрытием, особо востребованных заказчиками», — говорит В. Кочетков. Второе слагаемое устойчивости и конкурентоспособности завода — повышение производительности труда и квалификации персонала. По данным НИИ «Чермет», в феврале текущего года производительность на ВМЗ составила 118,5 тонны продукции на человека при среднем показателе в российской трубной отрасли 63 тонны. В условиях кризиса ВМЗ удается избежать массовых сокращений персонала. С тех производственных участков, где снизился объем загрузки из-за падения спроса, работников переводят туда, где загрузка высокая — например, на производство ТБД.Экономить на ВМЗ стремятся в первую очередь на производственных издержках — за счет снижения норм расхода металла, перехода на более дешевые отечественные аналоги закупаемых материалов, работы с поставщиками и подрядчиками по снижению цен на их продукцию и услуги.Все эти меры, принимаемые в рамках антикризисной программы ВМЗ, уже приносят реальные плоды.Дополнительный мощный ресурс для экономии — освоение собственного производства исходных материалов. В конце прошлого года на предприятии впервые был освоен выпуск заготовки для муфт к обсадным трубам. Производство труб среднего диаметра все шире использует металл литейно-прокатного комплекса, который ОМК запустила в Выксунском районе в октябре прошлого года. Модернизация производства ВМЗ не прекращается, несмотря на кризис. Идет строительство «Стана-5000», который полностью обеспечит широким листом производство ТБД. Модернизируется оборудование цеха по производству обсадных труб, применяемых для крепления нефтегазовых скважин. В колесопрокатном комплексе осваиваются новые виды продукции для российского и зарубежных рынков. «Сегодня и в перспективе мы достаточно уверенно себя чувствуем на рынке ТБД, так как проекты Газпрома и Транснефти обещают достаточно стабильные объемы их потребления труб в ближайшие 5 лет, — отмечает В. Кочетков. — С трубами среднего диаметра сложнее — потребление падает, а конкуренция растет. Поэтому наша стратегия направлена на обеспечение конкурентных преимуществ в наиболее рентабельных и перспективных сегментах этого рынка: высокопрочных, коррозионностойких и хладостойких труб, обсадных труб с высокогерметичными резьбами». Итоги первого полугодия показывают, что одно из крупнейших системообразующих предприятий Нижегородской области держится на плаву, несмотря на кризис. Производство ТБД увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 28 проц., растет денежная выручка, многолетние партнерские отношения с крупными банками позволяют привлекать кредитные ресурсы. На ВМЗ смотрят в будущее с оптимизмом и уверены: грамотная стратегия развития обеспечит успех в бизнесе даже в трудные времена.