С 1 мая по 30 октября в Нижнем Новгороде проходит фестиваль мультсказок “Волшебники города Н”. Особенные дети с расстройством аутического спектра, онкологией, нарушением слуха, задержкой развития или оставшиеся без попечения родителей создают пластилиновые мультфильмы и учатся преодолевать трудности и страхи.
Идея фестиваля родилась у художницы, психолога-педагога Натальи Богдановой и художницы, логопеда, специалиста по анимации Татьяны Загрядской. Проект нижегородок победил в конкурсе инициатив “Свети” и получил финансирование от городской администрации.
“Мы взяли детей с ограниченными возможностями здоровья, чтобы показать, как пластилиновая мультипликация помогает раскрыть таланты ребенка в творчестве и дает ему уверенность, что художник живет в каждом. Ребятам помогает Мульти-Пластилинкин - вымышленный персонаж. Дети воспринимают его, как помощника-наставника, волшебника, рассказывающего как создаются мультфильмы из пластилина”, - рассказала Наталья Богданова.
Лепка из пластилина развивает мелкую моторику, речь, мышление и способность планировать.
“Когда мы лепим из пластилина, развивается мелкая моторика, а вместе с ней речь. Мультфильм создает творческое пространство, где пробуждается фантазия, активируется проектное мышление.Сейчас, в наш век высоких технологий, это особенно важно: в основном дети проводят время, уткнувшись в гаджеты, а тут начинают взаимодействовать друг с другом”, - подчеркнула Татьяна Загрядская.
Занятия уже состоялись первом санаторном детском доме, школах-интернатах №71 и 65, детсаде №365 и областной детской клинической больнице.
Мастер-классы напоминают арт-терапию. Юные художники придумывают персонажей для будущей сказки, воплощают свои идеи с помощью пластилина, а затем придумывают сюжет, в который включают всех слепленных героев.
“Для ребенка проще сначала воплотить свою маленькую идею, создать героя. Кто-то лепит себя, а кто-то - добрых и злых волшебников из города Н, сказочных персонажей. Вместе с действующими лицами мультфильмов дети проживают разные чувства и эмоции. Таким образом, мы помогаем развивать эмоциональный интеллект”, - пояснила Наталья Богданова.
Следующий шаг - съемки. Ребята оживляют персонажей, передвигая их на мультистанке. Все кадры фотографируются и монтируются с помощью программы для стоп-моушн анимации. Далее юные мультипликаторы озвучивают своих персонажей.
“На этапе озвучивания мы вводим логопедические упражнения на развитие выразительности речи, связного высказывания, артикуляционную гимнастику, элементы актерского мастерства”, - добавила Татьяна Загрядская.
На создание каждого мультика уходит примерно 4-5 мастер-классов по 1-1,5 часа. При этом готовый пластилиновый фильм длится в среднем около 2 минут.
Все истории мультлаборатории посвящены борьбе добра и зла, волшебству и суперсиле, которая живет в каждом человеке. По сюжету одного из мультфильмов, злые колдуны отнимают способности у добрых волшебников, превращая их в простых людей. Чтобы побороть зло, оживают Нижегородские ярмарка, кремль, Ока, Волга и направляют героев в школу волшебства, где они вновь обретают суперсилу.
“Создание сюжета - процесс творческий.С фантазией и творчеством у современных детей, в том числе детей с ОВЗ, большие проблемы.
На этом этапе понадобилась большая помощь взрослых - организаторов и педагогов детского сада. Но дети справились, и привнесли в сюжет еще и нижегородские символы, которые для них значимы- красавицу Волгу- реку, олененка Нино, лодки и корабли завода "Красное Сормово”, - пояснила заместитель заведующего детского сада №365 Наталья Абакумова.
В другой истории мальчик со слуховыми проблемами мечтает познать мир, но не справляется самостоятельно. Ему помогает вороненок - указывает путь к волшебной школе.
“Мы этот сюжет создавали всей школой. Ребята делились идеями друг с другом, с родителями. Учителя тоже откликнулись на эту идею. Сюжет сказки придумывали все вместе, даже объявили конкурс на лучшую сказку. Ребята начальной школы лепили персонажей, декорации, а озвучивали девочки из 6 и 9 классов, сопровождая рассказ жестовым языком”, - поделилась педагог школы-интерната №65 Надежда Окунева.
После завершения фестиваля участники продолжат создавать пластилиновые мультфильмы. В планах - закупить оборудование для съемки и монтажа и создать свою мультстудию в школе-интернате №65.
“Для наших воспитанников очень важна наглядность. Создание мультфильмов дает яркое представление действительности, помогает передать свои мысли, переживания. А работа с пластилином развивает воображение, мелкую моторику, формирует познавательные процессы”, - пояснила Надежда Окунева.
“Дети загораются быстро, особенно творческой деятельностью. Классно наблюдать, как загораются глаза педагогов. Мы мотивируем их продолжить эту работу. Мультики - заразная болезнь”, - добавила Татьяна Загрядская.
Проект стартовал недавно, но ведущие мастер-классов уже заметили изменения в детях. Ребята стали увереннее в себе, активнее, позитивнее и смелее.
“Озвучивание мультфильма, самая веселая часть. Подбирая голоса для каждого персонажа, мы много смеялись. Перевоплощение в персонажей творит чудеса. Ребята меняются на глазах. Неуверенность и смущение улетучиваются. Поднимается эмоциональный фон. Например, мальчику-подростку надо было произнести фразу “Я тебя люблю”. Он долго отказывался, а потом раскрылся и начал говорить с легкостью”, - рассказала Татьяна Загрядская.
Итогом фестиваля станут мультфильмы и книга пластилиновых сказок. Участники уже сфотографировали всех персонажей из мультфильмов для иллюстрации сказок. Презентация с итоговым показом состоится осенью в центральной библиотеке Сормовского района.
“Мы видим большой отклик, есть даже запросы на масштабирование проекта в Нижегородской области, например, в Вадском районе, в Балахне. Мы думаем к 550-летнему юбилею в 2024 году в Балахну привезти фестиваль мультсказок, посвященный теме сохранения культурного наследия малых районов”, - заключила Наталья Богданова.
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось о том, как создаются новые маршруты уличного искусства в Нижегородской области.