Site icon Нижегородская правда

Возвращение

Этот день войдёт в летопись Глядкова – небольшого села в трёх километрах от Сосновского. В прошлом году здесь был установлен поклонный крест, а в этом прошла первая панихида по репрессированным землякам.

Зарево икон

Местные жители и гости из района – прихожане храмов, специалисты Виткуловской сельской администрации, ученики и учителя сосновских школ, детской воскресной школы – народу у поклонного креста собралось немало. А ведь когда-то, до 1933 года, здесь, поблизости, стоял каменный храм, освящённый в честь Казанского образа Божией Матери.

– Коммунисты приехали из Сосновского и первое, что сделали, – сбросили три колокола, – рассказывает старейший житель Глядкова, фронтовик Николай Фёдорович Серов, историю разрушения церкви. – Я ещё мальчишкой был, но до сих пор помню зарево костра, в который бросали они разрубленные топором иконы. Отец тогда прибежал домой и украдкой принёс икону преподобного Серафима Саровского. Она до сих пор у нас дома, молюсь на неё.

О судьбе последнего священника Казанского храма Николай Фёдорович знает лишь, что арестовали его и отправили на Колыму. Говорит:

– Как звали батюшку, не помню – страшное было время. Церковь разобрали по кирпичику, часть увезли в Сосновское, где Спасский храм перестраивали в кинотеатр, другая часть пошла на строительство Глядковского цеха. А люди, которые первыми бросились уничтожать наш храм, вскоре трагически погибли…

Средства на изготовление поклонного креста собирали всем миром. Жители Глядкова просили сделать панихиду традиционной.

Стёрли с лица земли

Одни пострадали за безбожие и неверие, другие – за веру. Панихиду по репрессированным землякам отслужил благочинный Сосновского округа иерей Александр Котин в день, выбранный не случайно. Именно 1 сентября в 1915 году завершилась земная жизнь протоиерея Порфирия Андреевича Успенского, который целых 35 лет служил настоятелем храма и захоронен у его алтаря. Его трудами созидался не только дом Божий, но и храмы человеческих душ. По стопам батюшки пошёл старший сын Василий, ставший священником и пострадавший в годы гонений. Второго января 1938 года отца Василия расстреляли в Горьком.

Его печальную участь разделили и другие священники, служащие на сосновской земле. До 30‑х годов XX века у нас действовало более 20 церквей, и большинство было стёрто с лица земли. Батюшки были изгнаны из храмов, оклеветаны, многие арестованы, сосланы в лагеря, расстреляны. Их имена неоднократно повторял отец Александр во время панихиды. И имена репрессированных мирян, членов их семей, испивших горькую чашу страданий.

Люди бережно прижимали к груди иконы «Собор новомучеников и исповедников российских», «Собор нижегородских святых». Собравшиеся ребятишки держали в руках фотографии протоиерея Порфирия Андреевича Успенского и его матушки Варвары Геннадьевны, их сына иерея Василия.

Ещё один уникальный снимок – настоятель Спасского храма в Сосновском иерей Димитрий Шевлягин с церковным хором. Батюшку расстреляли 8 сентября 1938 года в Горьком. Но в этот день они точно вернулись домой – туда, где их помнят. А у нас, ныне живущих и помнящих, на душе стало легко.

Марина Бригатова, Сосновское

Теги: Общество

Exit mobile version