Site icon Нижегородская правда

Впервые полностью опубликована честная книга о войне нижегородского поэта Федора Сухова

Книг с трудной судьбой мы знаем немало. Одна из таких – лирическая хроника «Ивница» нижегородского поэта и писателя Федора Сухова. Он закончил работу над этой прозой в 1983 году, но только сейчас произведение вышло в свет в двух частях, так как задумывал автор.

 

Федор Сухов свою «Ивницу» напечатанной полностью не увидел, он ушел из жизни в 1992 году. Работу над выпуском книги продолжила его дочь Елена Федоровна Сухова. Обращаясь в различные издательства с предложением издать книгу, раз за разом она получала отказ. Лишь в прошлом году идею поддержало нижегородское издательство «ДЕКОМ». Оно при поддержке Издательского совета Нижегородской области опубликовало лирическую хронику Федора Сухова «Ивница». Почему книга так долго ждала своего часа и почему стала главной для самого автора, сайту Pravda-nn.ru рассказала Елена Сухова.

 

- Елена Федоровна, свою книгу Федор Сухов писал 20 лет. «Ивница» основана на его воспоминаниях, но почему такой трудной и долгой была работа над ней?

- Фёдор Сухов начал работать над прозой о войне в 1963 году, ровно через 20 лет после трагедии, произошедшей в небольшом селе Ивница Суджанского района Курской области. В феврале 1943 года от рук фашистских оккупантов погибли практически все жители села. Тогда Федор Григорьевич был командиром взвода противотанковых ружей и получил свою первую боевую награду «Медаль за отвагу». В наградном листе написано, что в боях за Ивницу лейтенант Сухов заменил выбывшего из строя командира и под его руководством «рота поставленную задачу выполнила с честью».

Но у этой медали есть другая сторона. Как было на самом деле? Ивница была занята немцами, они стояли в каждом доме. Перед атакой красноармейцам нужно было провести разведку. Ночью в село вошли бойцы под командованием лейтенанта Сухова. Завязался неравный бой, наши отступили, оставив раненых и убитых. Немцы же решили, что это были партизаны, а не регулярные части. За то, что население помогало партизанам, оккупанты мстили жестоко. На следующее утро гитлеровцы собрали детей, стариков, женщин в одном доме и забросали их гранатами. После этого фашисты покинули Ивницу, поняв, что оставаться им там опасно.

По сути освобождения не было, наши бойцы вошли в село, когда расправа оккупантов с местными жителями уже произошла. Поэтому Федор Григорьевич считал, себя виновным в этой трагедии и не знал, как искупить свою вину перед павшими жителями Ивницы.

К своим сорока годам Фёдор Сухов поставил перед собой задачу: сказать горькую правду о войне, попытаться показать ее со всех сторон. К написанию военной прозы он готовился серьезно. Была куплена трофейная немецкая пишущая машинка «Континенталь». Отец изучал опубликованные к тому времени мемуары участников войны, «Историю ВОВ» в четырёх томах. Для сбора материала предстояло отправиться по местам боев своей части, причем, проделать этот путь пешком. Ему удалось встретиться с уцелевшими жителями села, он помог восстановить имена на заброшенных могилах бойцов своего взвода. Отцу был нужен документальный материал о своём походе потому, что название книги поначалу звучало так: «Хождение по своим ранам». Это были записки о пешем походе автора с воспоминаниями о фронтовых буднях.

Главы часто переписывались, менялись заголовки. Я практически выросла с этой книгой, поскольку все время помогала отцу печатать и перепечатывать текст.

К первой части впоследствии добавилась вторая. Если первая строится на документальных воспоминаниях самого автора, то вторая основана на вымышленном дневнике погибшего немецкого офицера, воевавшего в тех местах. Тем не менее, во второй части есть и реальные события, много документальных деталей.

Федор Григорьевич писал в одном из своих писем в Ивницу: «Считаю, что она (книга) будет читаться. По крайней мере, я ни над одной вещью так долго и упорно не работал. Не знаю только, когда она увидит свет. Впрочем, сие обстоятельство меня особо не беспокоит. Я знаю, что рано или поздно все стоящее увидит свет».

В селе Ивница установлен мемориальный комплекс памяти погибших жителей. Его фотография на форзаце книги.
В селе Ивница установлен мемориальный комплекс памяти погибших жителей. Его фотография на форзаце книги.

- Необычен жанр, который определил для своего произведения Федор Сухов. Почему «лирическая хроника»?

- Фёдор Григорьевич – поэт, лирик. Он не мог изменить себе и в изображении войны, книга наполнена картинами природы, которой тоже противна бойня, страданиями искалеченных человеческих душ, рожденных для любви, а не для гибели. Вот эти лирические отступления, пацифизм ставили автору в вину, когда в 1980-е годы издательства отказывались печатать «Ивницу».

- Так вот почему так долго пришлось ждать полного издания книги?

- В 80-е годы, позиция отца по отношению к войне отличалась от общепринятой: «Важно не сводить счеты с противником, а показать, насколько страшна война, дабы не допустить того, что было». Поэтому и появилась вторая часть «Ивницы», в которой автор описывает переживания немецкого офицера, бывшего музыканта, романтически относящегося к миру. Он ничего не имеет против страны и людей, ставших его противниками на войне. Немецкий офицер ведёт дневник, в него он записывает свои наблюдения: какие цветы и деревья растут в России, какие люди ему встречаются. Он пишет о своей первой любви к русской девушке-переводчице. Эта история тоже заканчивается трагически. Девушку казнят оккупанты, а безоружного немецкого офицера расстреливает боец Красной Армии, отомстив ему за сожженную Ивницу.

Бессмысленная жестокость с обеих сторон - это обычные военные будни. Но были и случаи милосердия. Федор Григорьевич писал о том, что похожие чувства испытывали и наши фронтовики и те, кто воевал против нас. Отец не призывал к отмщению, он ведь был христианином, воспитанным в семье старообрядцев, у него есть такие строки:

«Навеки неизбывна, тяжела,
Печалит душу всякая утрата.
Не хвастайся, что убивал врага, -
Ты убивал обманутого брата».

Такая гуманистическая позиция не нравилась, пугала редакторов советских издательств. В журналах «Огонёк», «Аврора», «Волга» были напечатаны лишь отрывки из «Ивницы». Ближе к Перестройке книга  уже стояла  в планах «Роман-газеты» и «Советского писателя», но издательства разваливались, менялось руководство и книгу вернули.

Вторая часть книги - вымышленный дневник немецкого офицера - показывает «другой» взгляд на войну.
Вторая часть книги - вымышленный дневник немецкого офицера - показывает «другой» взгляд на войну.

- Елена Федоровна, сейчас отношение к Великой Отечественной войне изменилось. Но то, что хотел сказать Федор Григорьевич, по-прежнему актуально, на ваш взгляд?

- Такие книги помогают уйти от ненужного военного пафоса: «А вот мы сейчас...», «Можем повторить» и т.д. «Ивница» учит доброте, отсутствию ненависти друг к другу. У Фёдора Григорьевича нашлись и слова, и необыкновенный талант, чтобы показать: человек по природе своей созидатель и рожден не для убийства себе подобных. Столько времени прошло, но люди никак не могут этого осознать.

- Судьба самого Федора Сухова тоже достойна уважения и внимания. Фронтовик, гуманист, писатель и поэт. Его поэма «Былина о неизвестном солдате» получила премию им.А.Фадеева, как лучшее поэтическое произведение о войне к 25-летию Победы. Нижегородцы могут гордиться своим земляком.

- Не только нижегородцы. В следующем году, 14 марта, исполнится 100 лет со дня рождения Федора Григорьевича Сухова. К этой дате в Нижнем Новгороде намечается открытие мемориальной доски на доме, где последние годы жизни жил поэт.

В селе Красный Осёлок, Лысковского района сохранился дом, в котором Фёдор Сухов родился, и мы уже около 30 лет мечтаем о превращении его в музей. Сейчас делаем всё, чтобы это произошло и стало подарком для влюблённых в русское слово людей.

О книгах, вышедших при поддержке Издательского совета Нижегородской области, читайте в нашей подборке. Купить книги можно в книжных магазинах, в том числе онлайн, а почитать – в библиотеках региона.

Exit mobile version