Все краски промыслов
Ярчайшие цветы на жостовских подносах, ослепительно сияющие в последних осенних лучах, богатые вышивки золотным шитьём, тончайшие кружева резьбы по кости и смешные деревянные лошадки с мочальными гривами… Десятки залов Нижегородского государственного выставочного комплекса в эти дни собрали в себе всё богатство народных промыслов России.Третья. В третьей столицеРаботы 400 авторов, представляющих 60 центров художественных промыслов из четырёх республик и 42 городов страны, слились в единую яркую и многогранную Всероссийскую выставку народного искусства «Традиционные народные художественные промыслы в современной России». Выставка такого масштаба в стране проводится в третий раз. Первая случилась 30 лет назад в Москве, вторая в 2008 году прошла в Вологде, и вот, почти 10 лет спустя, новая встреча — в Нижнем Новгороде.Как принимающая сторона и как флагман промыслов наш регион представлен на выставке наиболее полно. Её организатор — нижегородский Союз художников, выигравший президентский грант на проведение этого проекта. К участию пригласили всех. География выставки — от Архангельска до Дагестана и от Липецка и Рязани до Перми.Достояние нации?— Для нас промысел — понятие не производственное, — уточняет заместитель директора Нижегородского государственного выставочного комплекса искусствовед Ирина Маршева. — Главное здесь — народная художественная традиция. Оренбургский пуховый платок, семёновская хохломская роспись, мастерские Холуя, Палеха, Федоскина — все они очень локальные и существуют не как большой бизнес, а как центры художественных ремёсел, где на первом месте стоит художественное качество предмета. Оно должно сочетать в себе традицию и быть адаптированным к сегодняшнему дню. Мы видим, как бытует народное искусство в странах Дальнего Востока. В Китае или Японии человек, обладающий навыком лаковых миниатюр, — достояние нации. В Западной Европе национальным достоянием может быть производство конфет или виноделие. А у нас всё иначе: народная культура поставлена в такие условия, что ей приходится адаптироваться к рынку. Если в Китае миниатюры сегодня пишутся так же, как 300 лет тому назад, то наши мастера идут на компромисс, расписывая хохломой компьютерные мышки.Разумеется, мышек посетители не увидят. В залах выставочного комплекса их ждут лучшие из работ мастеров России: роспись и резьба по дереву, лаковая миниатюра, вышивка и кружевоплетение, ткачество, резьба по кости и камню, ювелирное искусство, керамика, изделия из металла. Треть экспозиции составляют произведения нижегородских мастеров из 15 центров исторического бытования художественных промыслов.МненияСветлана, учитель:— Для меня самым интересным на выставке стали жостовские подносы. Наверное, у каждого был или есть до сих пор дома такой поднос, с потрясающими по яркости цветами. Меня всегда завораживало совершенство их форм, линий, изгибов, игра красок. Некоторые из тех, что представлены в этом зале, — изумительные работы.Сергей, студент:— Мне нужно написать работу про промыслы, вот я и решил посмотреть на них не в книге, а по-настоящему. Когда видишь всё это своими глазами, впечатление куда более сильное, чем если смотреть иллюстрации в самом качественном альбоме. Когда солнце падает на хохломскую роспись, она действительно восхищает.