Вылупляемость яйцеголовых кадров
Обеспечит ли она страну инновациями? На сегодняшний день в России построено 93 бизнес-инкубатора. По итогам текущего года их будет уже более ста. Представители 60 из них 19 — 20 августа собрались в Нижнем Новгороде на всероссийскую конференцию «Бизнес-инкубирование как механизм развития малого предпринимательства». Несочетаемое бывает и сочетаемым Генеральный директор НП «Институты развития малого и среднего бизнеса», эксперт-консультант Минэкономразвития России Андрей Лебедев сделал акцент на содержательной части создаваемой инфраструктуры: «Просто здание и стены не дадут того результата, ради которого строились». При этом именно бизнес-инкубаторам министерство отводит ведущую роль в системе господдержки малого и среднего бизнеса. — Это элемент инфраструктуры, наиболее заинтересованный в конечном результате, — пояснил Андрей Лебедев. — Все остальные напрямую не связаны с конечным результатом деятельности резидентов, а именно в их выходе на рынок, в устойчивом положении предприятий, создании рабочих мест, налоговых отчислениях. От команды бизнес-инкубатора, инновационных менеджеров зависит эффективность использования всех остальных элементов поддержки». Требования, предъявляемые к инновационному менеджменту, достаточно высоки и, по словам Андрея Лебедева, зачастую предполагают «сочетание несочетаемых качеств». Менеджер должен быть не только специалистом в профильной для бизнес-инкубатора отрасли, но также обладать лидерскими качествами и педагогическим даром. Привлечь таких специалистов при существующем уровне зарплат в регионах — задача непростая, признает эксперт.Куда идти, уже известно У нижегородцев, судя по всему, получается. Как не без гордости заметил министр поддержки и развития малого предпринимательства области Денис Лабуза, «выживаемость» выпущенных на свободный рынок нижегородским бизнес инкубатором (НИБИ) предприятий стопроцентная. Кстати, рядом с действующим зданием НИБИ в ближайшие две-три недели откроется бизнес-инкубатор технопарка «Анкудиновка». Кроме того, правительство области ведет переговоры о покупке другого расположенного поблизости здания. На его площадях предполагается разместить производственное оборудование, которым смогут воспользоваться резиденты НИБИ. «Вся эта инфраструктура создана для того, чтобы предприниматели знали, куда идти за поддержкой», — отметил Денис Лабуза. В тесноте приходят результаты Как оказалось, на роль лидеров отрасли помимо НИБИ претендуют бизнес-инкубаторы и других российских регионов — например, ростовский. «Внешне наш бизнес-инкубатор похож на нижегородский, но в два раза меньше, — рассказала директор НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» Наталья Крайнова. — Чтобы не превратиться в компанию, которая на сотнях тысяч квадратных метров пестует 16 субъектов малого предпринимательства, мы с первого дня говорим о том, что бизнес-инкубатор — это не здание, не столы и не стулья. Это, прежде всего, деятельность, которую можно вести как стационарно, так и дистанционно». По словам Натальи Крайновой, в ростовском бизнес инкубаторе площадью более 1000 кв. м на конкурсной основе размещены 25 компаний. Информационно-консультационное сопровождение предпринимателей ведется дистанционно и безвозмедно, в том числе в отдаленных районах области. Проблем в с привлечением специалистов и с их зарплатами в ростовском бизнес-инкубаторе нет. «У нас работают молодые кандидаты наук, аспиранты, лучшие выпускники лучших ростовских вузов, — поделилась опытом Наталья Крайнова. — Уровень заработной платы консультантов — от 40 до 100 тысяч рублей. При этом мы не являемся госучреждением, бьемся в открытых конкурсах с коммерческим консалтингом и выигрываем…» По бизнес-ранжиру рассчитайтесь! Между тем системы оценки качества работы бизнес-инкубаторов в России пока не существует, хотя разговоры о ее создании ведутся не один год. «Оценить работу региональных бизнес-инкубаторов очень сложно, — говорит Андрей Лебедев. — Все регионы очень разные по экономическим, социальным, географическим характеристикам. Различаются по качеству и количеству политехнических школ. Есть регионы, где их нетвообще, а значит, и требовать глубоких перспективных инноваций от них невозможно». Тем не менее проект системы оценки планируется представить в этом году. Если она пройдет проверку ибудет признана регионами, то в следующем году, наконец-то, удастся расставить бизнес-инкубаторы по ранжиру. Справка Всероссийская конференция по бизнес-инкубированию проводится в нашем городе уже во второй раз, поскольку опыт Нижегородского инновационного бизнес-инкубатора принято считать успешным. За время существования НИБИ (с 2007 года) из его стен выпущено 14 успешных инновационных компаний, в настоящее время в нем размещается еще 16 компаний различной специализации. Вячеслав ФЕДЮНИН управляющий Омским региональным фондом поддержки развития: — У нас в областном бизнес-инкубаторе размещены 25 компаний, есть выпускники, реализованные проекты в ряде муниципальных районов. На наш взгляд, формирование бизнес-климата невозможно без изменения как действующих предпринимателей, так и тех, кто в будущем, выберет эту профессию. Поэтому суть технологической цепочки заключается в том, что мы начинаем работать с потенциальными предпринимателями со школьной скамьи, чтобы сформировать их мышление. Есть даже школьный бизнес-инкубато. Существует и межвузовский бизнес-инкубатор, поставляющий нам инноваторов. Кроме того, очень четко работает система грантов. Не зря же говорят, что умные головы есть, но кроме консультаций им нужно и финансирование. Для продвижения идей на рынок требуются деньги. Бизнес- инкубатор в данном случае становится площадкой, где размещаются компании, получившие гранты правительства на продвижение своих проектов. Константин СЕМИН директор ГУ «Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов»:На сегодняшний день у нас существует сеть бизнес-инкубаторов — 7 региональных и 28 муниципальных. И она очень активно расширяется: к концу года количество областных бизнес-инкубаторов вырастет до 12. Зачем так много? К сожалению, у нас, как и во многих других регионах, практически весь бизнес сосредоточен вокруг областного центра. А на периферии, в районах нет ничего, кроме торговли, очень сложно найти даже элементарные бытовые услуги. Поэтому мы сейчас работаем по нескольким направлениям. Первое,клуб молодых предпринимателей при бизнес-инкубаторе. Среди людей, не занятых в бизнесе, вычислить склонных к предпринимательству очень сложно. Поэтому мы также ориентируемся на действующих предпринимателей. Делаем ставку на то, чтобы под их руководством создавались другие бизнес-структуры, в которые втягивались бы новые люди.