Русский иностранец - заложенное в стилистической фигуре противоречие исчезает, когда речь идет о Владимире Ивановиче Дале. Среди его предков не было ни одного русского, в то же время трудно найти другого человека, так много сделавшего для нашего родного языка и литературы. В последних опросах нижегородцы назвали Владимира Даля героем своего города. Новому герою Нижнего посвящена книга Евгения Никитина «Русский иностранец. Владимир Даль», вышедшая в издательстве ДЕКОМ при поддержке Издательского совета Нижегородской области.
Новое биографическое издание открывается списком основных событий жизни и творчества героя книги. В 14 лет Владимир Даль поступил в Морской кадетский корпус, позже окончил медицинский факультет Дерптского университета, служил военным медиком и государственным чиновником. Обычный послужной список, который приводится в каждой биографической книге. Но… вот дата публикации первого стихотворения — 1827 год. В 1832 году вышла первая книга «Русские сказки». А с 1833 до 1839 годы были изданы 4 тома «Былиц и небылиц Казака Владимира Луганского». В 1861 году начали печататься сборник «Пословицы русского народа» и первый выпуск «Толкового словаря».
Две таких разных ипостаси Владимира Даля друг другу не противоречили, а скорее дополняли. Государственная и военная служба помогали узнавать Россию до самой глубинки, а увиденное рождало литературные труды. Так было записано и первое слово для будущего «Толкового словаря живого великорусского языка». Произошло это, как вспоминал Владимир Иванович, именно в Нижегородской губернии, в которой он провел всего 10 лет своей большой и насыщенной жизни. За это время снискал себе славу защитника крестьянства, получил первое признание в литературе, опубликовал свои научные труды.
Скорее всего, нынешним нижегородцам, чтобы узнать значение слова «замолаживает» теперь придется лезть в Толковый словарь. Для высшего, научного, литературного общества ХIX века такой русский язык тоже был в новинку. Именно это и хотел исправить Владимир Даль, собирая свой словарь и сборник «Русские пословицы», обрабатывая народные сказки.
«В.И. Даль составлял свой "Словарь" для того, чтобы дать русским писателям инструмент, с помощью которого они стали бы создавать настоящую русскую литературу. И, действительно, писатели по сей день пользуются "Словарем", в этом его значение для русской культуры», - поясняет автор книги «Русский иностранец. Владимир Даль», сотрудник Института мировой литературы Евгений Никитин.
Впрочем, за свою приверженность к живому русскому языку Владимиру Ивановичу приходилось и пострадать. После издания «Русских сказок Казака Луганского» он даже был арестован по доносу за то, что в ней содержатся насмешки над правительством и жалобы на горестное положение солдат. Книжка, как писал автор доноса, напечатана самым простым слогом, вполне приспособленным для низших классов, для купцов, солдат и прислуги. Арест, правда, продлился один день, литератора освободили по распоряжению императора Николая I.
Кстати, хорошие отношения семьи Далей с русским императорским домом были белым пятном в биографии Владимира Ивановича во времена СССР. Так что книга Евгения Никитина - первое издание, в котором подробно рассказывается, как эти отношения складывались, за что Далей ценили русские цари.
Честно рассказано в книге и о том, какой яростный спор вызвала в литературном сообществе России статья Владимира Даля, опубликованная в журнале «Русская беседа». Его позицию подвергли критике Николай Чернышевский, Михаил Салтыков-Щедрин, Федор Достоевский.
«Многие современники В.И. Даля считали, что обучение грамоте достаточно. Но Владимир Иванович смотрел глубже: важно не только обучить грамоте, но и просветить, расширить кругозор - для того, чтобы человек читал полезные ему книги. Сегодня мы видим: началась "перестройка", не стало цензуры. Казалось бы, благое дело, но привело оно к понижению культурного уровня российского общества. Вот такого результата и боялся В.И. Даль при необдуманном введении грамотности. Но большинство его "прогрессивных" современников этого не понимали», - комментирует Евгений Никитин.
Рассказывая о Владимире Дале, автор книги, дает читателю полное представление о ближнем и не только круге писателя. Среди его друзей - Александр Пушкин, в последние часы которого Даль был рядом. Нижегородскому писателю Петру Мельникову Даль придумал псевдоним — Андрей Печерский. Под этим именем Россия узнала автора знаменитых «В лесах» и «На горах». Иван Тургенев, совсем молодым, под началом Даля пытался приобщиться к государственной службе. Разные взаимоотношения связывали литератора с нижегородскими губернаторами Анненковым и Муравьевым.
Конечно, отдельная глава посвящена жизни и работе Владимира Даля в Нижнем Новгороде. Управляющий удельной конторы, он, превышая свои обязанности, вникал в проблемы и нужды крестьян, выяснял вопрос с полицией, лесным ведомством и даже оказывал медицинскую помощь. Выступал против борьбы со старообрядцами полицейскими методами. Он увеличил количество сельских школ, добился открытия училищ для девочек.
В дом Даля на Мартыновской улице (сейчас улица Семашко) приходили критик Николай Добролюбов и поэт Тарас Шевченко. В Нижнем Новгороде довел толковый словарь до буквы П, в это время начал печататься сборник пословиц.
Эти десять нижегородских лет были наполнены событиями и делами, так же как и все годы жизни Владимира Ивановича. Читатель, привыкший воспринимать его только как составителя самого известного словаря русского языка, откроет для себя личность удивительную, деятельную, твердую в своих убеждениях, упорную в своих целях, и по достоинству оценит наследие, которое Даль оставил потомкам.
О книгах, вышедших при поддержке Издательского совета Нижегородской области, читайте в нашей подборке. Купить книги можно в книжных магазинах, в том числе онлайн, а почитать – в библиотеках региона.