Site icon Нижегородская правда

Вышли из берегов! Нижегородская набережная пошла на рекорд

В Нижнем Новгороде может появиться самая длинная набережная в мире. Этот амбициозный проект представители городской и областной властей уже презентовали в Москве. Как же могут измениться берега Оки и Волги? И когда удастся реализовать этот проект? Мы попытались в этом разобраться.

Сегодня звание самой длинной набережной в мире принадлежит набережной, протянувшейся в украинском Днепропетровске. Её протяжённость составляет 30 километров, и прогулка вдоль неё займёт около пяти часов.
Нижний Новгород намеревается поставить новый рекорд. Как заявила глава Нижнего Новгорода Елизавета Солонченко, вместе с коллегами она находилась на курсах в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС), где команда из представителей городской и областной администраций защищала проект, в основу которого положена идея строительства самой длинной набережной в мире. Её протяжённость должна составить 31 километр - от Гребного канала до микрорайона Щербинки.

– Расположение нашего города даёт возможность сделать уникальный проект, который будет удобен жителям, – рассказала Елизавета Солонченко. – Сейчас горожанам не хватает общественных пространств. Нам нужно место, где можно провести выходные с семьёй – не в торговом центре, а гуляя по набережной с интересными и познавательными развлечениями.

Впрочем, какими именно будут эти развлечения, пока не ясно. Есть лишь концепция, которую ещё только предстоит оценить и разработать.

Не понятны пока и источники финансирования. Министр энергетики и ЖКХ Нижегородской области Андрей Чертков предположил, что на строительство уйдёт около двух миллиардов рублей. Однако точных подсчётов ещё не проводилось.

Рассчитывать на привлечение частных инвестиций, по мнению ряда экспертов, не приходится. Яркий пример – благоустройство набережной в районе Речного вокзала. Участия бизнеса здесь, как известно, так и не получилось.

Из бюджета на первый этап благоустройства было выделено свыше 400 миллионов рублей, а ведь речь идёт о протяжённости всего в 1,3 километра. Правда, часть средств потратили на засыпку котлованов, которые остались от нереализованного проекта ООО «Трейд-парк».

На второй этап, в рамках которого в следующем году планируется построить концертную площадку с амфитеатром у Канавинского моста, фонтан, подъёмник для маломобильных граждан и прочее, придётся потратить ещё около 90 миллионов рублей.

Но если в районе Речного вокзала кипит жизнь, Нижневолжская набережная находится в туристическом центре города, и там есть удобные транспортные развязки, то территория в районе парка «Швейцария» и далее фактически заброшена. Будет ли востребована эта прогулочная зона и как сделать её интересной для нижегородцев? С этим вопросом мы и обратились к специалистам.

Игорь Широков, архитектор:

- Сплошная набережная вдоль правого берега Оки и Волги – давняя задумка. Более того, основная часть берегоукрепительных сооружений уже готова с советских времён – из 21 километра не хватает 6 участков общей протяжённостью порядка 3,5 километра, все эти участки расположены в Приокском районе. Полноценная набережная у нас есть только от Канавинского моста до Чкаловской лестницы, остальное – стихийное освоение либо отсутствие всякого коммерческого интереса к освоению.

Если вернуться к набережной под парком «Швейцария» и далее до Щербинок – именно этот участок необходимо освоить для реализации идеи, то нужно понимать, что набережная – это не только и не столько берег из бетонных плит. Это прогулочная зона, зона отдыха, сервис, досуг, пляжи, кафе, клубы, магазины, гостиницы, жильё. Там же и дороги, и общественный транспорт. Без всего этого функционала набережная будет освоена только немногочисленными любителями городских пикников на авто, что сейчас и происходит. Получается, что зона отдыха есть, а отдыхать там некому, она недоступна большинству жителей даже проспекта Гагарина. Строительство дороги постоянно откладывается на неопределённый срок, регламент использования территории под рекреационную зону не позволяет строить там рентабельные объекты. Те небольшие объекты, что возможно было бы построить в этой зоне, никак не соотносятся с размерами капитальных вложений на всё остальное благоустройство и дороги. Поэтому ждать внезапно появившихся частных инвесторов на реализацию данного проекта я бы не стал.

Мы можем кивать на опыт других стран, городов, что там ведь могут, и даже суровый климат позволяет делать хорошо, но там и подход другой. Если это набережная, то на ней есть чем заняться, куда сходить, там живут люди и она не пустует ночами, что гарантирует безопасность. Если это парковая набережная – то это государственные деньги. Возможно, и нам повезёт с госфинансированием под какое-то масштабное мероприятие международного класса в этих краях, типа Олимпиады, Универсиады, чемпионата мира, Экспо, биеннале, кинофестиваля. Но пока этого ничто не предвещает. Деньги, выделенные на проведение ЧМ-2018, пошли на совсем другие территории.

Сергей Туманин, архитектор:

- Всё достояние нашего города по сути - это реки и их берега, низкий и высокий! И виды с этих берегов. Если разбираться в историческом аспекте, то наш город – это три главных части: старый город (в смысле исторической нагорной части), новый город (полностью построенный в 1930-е автозавод) и не город – это пространство за Волгой, на которое все смотрят от Чкалова! Но главное то, что между этими территориями – наши реки, а главное для рек – возможность выйти на берега из любого места города! Если вы возьмёте кораблик в Берлине и просто проплывёте по рекам и каналам, окажется, что там нет ни одного неблагоустроенного берега – это непрерывные набережные по обоим берегам. Говорить, что Нижний может иметь самую длинную набережную в Европе, – это большое провинциальное преувеличение, потому что там такое есть в больших количествах по всем рекам. Лучше попытаться сделать хотя бы не хуже.

Зоя Рюрикова, архитектор:

- Собственно, это не новая идея, а воплощённая, поскольку на этом участке уже были сделаны бетонные набережные. Другое дело, что они морально устарели и требуют реновации в соответствии с сегодняшним днём.

Нижний Новгород отвёрнут от реки, и сегодня мы хотим развернуть его, чтобы река стала частью города, когда человек может подойти и потрогать реку руками. И для этого каких-то супер-решений не нужно.

Для архитектора – это очень интересная задача, но если за проект возьмётся один человек, то это будет только его мнение. Необходимо провести исследование, чтобы понять, насколько такие пространства востребованы, понять настроения нижегородцев и понять, что горожане хотят видеть на набережной.

Это может быть некое индустриальное пространство, наполненное новейшими гаджетами с возможностью поездить, полетать.

Есть разные подходы. Во Франции набережная на Лазурном Берегу вдоль Канн бесконечная, но на ней никакой особенной жизни нет. Это просто благоустроенная береговая линия. В Нижнем Новгороде может быть так же или, напротив, она может быть насыщена какими-то событиями. Нужно понять, какой запрос у населения. В любом случае городу таких пространств не хватает.

Самые красивые набережные мира

Набережная Сены в Париже внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вдоль набережной расположены одни из самых знаменитых достопримечательностей французской столицы: Эйфелева башня, Лувр, Нотр-Дам, Консьержери и национальная библиотека имени Франсуа Миттерана.

Набережная Сены знаменита наличием множества букинистических киосков, внутри которых можно приобрести не только книги, но и уникальные сувениры.

Центральная набережная в Торонто считается одной из самых необычных в мире. На отдельных участках она украшена деревянными дорожками, похожими по конструкции на морские волны, по которым увлекательно кататься на роликах. На набережной оборудованы специальные дорожки для пешеходов и велосипедистов, оригинальные зоны отдыха и площадки для детей.

В ходе реконструкции набережную расширили за счёт сокращения прилегающей улицы с четырёх до двух полос. Между улицей и пешеходной зоной пролегают трамвайные пути.

С наступлением ночи набережная освещается сотнями светодиодных светильников.

Набережная Цим Ша Цуй в Гонконге знаменита тем, что здесь ежедневно можно наблюдать лазерное шоу «Симфония огней», которое занесено в Книгу рекордов Гиннесса как «крупнейшее в мире постоянное световое и звуковое шоу».

Более 20 небоскрёбов Гонконга, на которые открывается вид с набережной, начинают мерцать разноцветными огнями под музыку, приводя публику в восторг.

Здесь же находится Аллея звёзд. Вдоль набережной в плитки впечатаны «звёзды» актёрам азиатского кино, а также скульптуры популярных киноактёров.

Марина СВИСТУНОВА

Exit mobile version