Высокий уровень безопасности на трассе М‑12 обеспечат АСУДД и «Свободный поток»
Высокий уровень безопасности на новой скоростной трассе М‑12 Москва — Нижний Новгород — Казань обеспечит автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) с возможностью выявления инцидентов, которую внедряет компания «Единый оператор» (совместное предприятие ГК «Автодор» и концерна «Телематика»). Благодаря круглосуточному видеомониторингу, отечественным технологиям, базирующимся на алгоритмах искусственного интеллекта, а также оперативному информированию водителей и безбарьерной системе взимания платы «Свободный поток» дорога будет не только комфортной, но и максимально безопасной для всех участников движения.
8 сентября 2023 года ГК «Автодор» ввела в эксплуатацию новые участки трассы М‑12, и теперь автомобилисты могут добираться по скоростной трассе от Москвы до Арзамаса (Нижегородская область) всего за 3,5 часа. Высокий уровень безопасности участников дорожного движения обеспечивает АСУДД, внедряемая компанией «Единый оператор».
Технология включает в себя непрерывный контроль транспортных потоков, видеомониторинг и метеомониторинг, систему распознавания инцидентов и информирования водителей. С помощью непрерывного видеонаблюдения и алгоритмов искусственного интеллекта выявляется более 10 типов различных инцидентов: ДТП, появление пешехода, животного или постороннего предмета на проезжей части, заторы, автомобили, остановившиеся в неположенном месте. При обнаружении нештатной ситуации система в автоматическом предупреждает водителей о потенциальной опасности с помощью информационных табло, чтобы они имели возможность заранее перестроиться или скорректировать маневр на пути следования.
Важно отметить, что программное обеспечение АСУДД и системы распознавания инцидентов — это полностью отечественная разработка концерна «Телематика». Компьютерное зрение и искусственный интеллект, которые лежат в основе «умного» комплекса, «обучались» на сотнях тысяч фотографий и видеороликов с дорожными событиями, которые происходили в разное время суток и в различных погодных условиях.
Кроме того, трасса М‑12 оборудована системой взимания платы «Свободный поток», которая заменяет традиционные пункты со шлагбаумами. Ее программное обеспечение также являются стопроцентной отечественной разработкой концерна «Телематика». Безбарьерная система сокращает время проезда для водителей, в несколько раз увеличивает пропускную способность дорог и положительно влияет на экологию за счет сокращения площади строительства пунктов взимания платы. На М‑12 таким образом удалось сохранить площадь равную 240 футбольным полям для международных матчей. Всего на М‑12 будет установлено 19 рамок «Свободного потока».
«Отечественные технологии, применяемые на трассе М‑12, уже доказали свою эффективность на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД), которую используют миллионы пользователей. Своевременное обнаружение инцидентов с помощью интеллектуальных транспортных систем и информирование водителей о них на пути следования способствует созданию безопасной дорожной среды и позволяет избегать тяжелых последствий незначительных инцидентов. Также благодаря безбарьерной системе взимания платы «Свободный поток» отсутствует аварийность у рамок взимания платы за счет отсутствия необходимости перестроений при выборе полосы для оплаты проезда», — отметил генеральный директор компании «Единый оператор» Марсель Нигметзянов.
«Единый оператор» — (совместное предприятие ГК «Автодор» и концерна «Телематика») осуществляет создание, проектирование, обслуживание и эксплуатацию интеллектуальных транспортных систем, взаимодействие и информирование пользователей, обеспечивает безопасность и оказание помощи на дороге. Единственный в России реализует проекты безбарьерной системы взимания платы «Свободный поток».
Концерн «Телематика» (www.telematika.com) — международный разработчик и российский лидер решений в области интеллектуальных транспортных систем. Концерн ведет свою деятельность на рынке телематических услуг России, СНГ, Азии и Латинской Америки. Технологии компании сфокусированы в следующих стратегических областях: интеллектуальные транспортные системы, решения для платных автомагистралей, системы весогабаритного контроля, цифровизация железнодорожного транспорта, инфраструктура для «умных» дорог, беспилотные мультимодальные грузовые автомобильные и железнодорожные перевозки, в том числе в рамках международных транзитных коридоров.