Уникальную возможность увидеть знаменитые картины, написанные несколькими поколениями прославленных живописцев Маковских, получили посетители нижегородского художественного музея.
Этот проект впервые собрал в одной экспозиции полотна представителей рода, хранящиеся в коллекциях нижегородского музея, Третьяковской галереи, Самарского художественного музея и нескольких частных коллекционеров.
Начинает экспозицию огромный портрет главы рода - Егора Ивановича Маковского - сына обрусевшего поляка . Бухгалтер, работавший в комиссии по сооружению храма Христа Спасителя, он увлекался живописью и музыкой, и организовал в Москве кружок живописцев, из которого потом и выросло знаменитое училище живописи и ваяния. Сам он писал миниатюры на кости, а четверо из его пятерых детей в кругу друзей отца, в котором были Тропинин, Кипренский, Брюллов, Глинка и Гоголь , стали художниками. Один из них - Владимир, и нарисовал множество портретов отца, вошедших в экспокзицию. Константин стал самым известным живописцем в семье, а дочь Александра стала практически первой российской женщиной – профессиональным художником и написала невероятное количество великолепных пейзажей.
Следующее поколение Маковских дало российской культуре еще рад художников и деятелей культуры. Из десятерых детей Константина Маковского живописью увлеклись двое — в итоге Сергей стал знаменитым критиком и издателем, а Елена Лукш-Макосвкая – известным художником и скульптором. Сыновья Владимира выросли в художника Александра и архитектора Константина. Было и четвертое поколение Маковских - реставраторы и копеисты. Работы восьми самых ярких представителей семьи и составили экспозицию, о которой рассказала куратор выставки, искусствовед Ирина Миронова.
- Владимир и Константин как два полюса. Один – жанрист, другой – светский художник, придворный живописец, которого очень любил Александр II. После покушения на него Константин даже написал портрет императора в гробу. Но на выставке мы представили парадный портрет императора и многочисленные женские головки, написанные Константином. Любитель женщин он был непревзойденным певцом женской красоты. Рядом с портретом его «Боярышни», хорошо знакомом нижегородским ценителям живописи, расположился огромный портрет Варвары Морозовой – матери знаменитых меценатов Михаила и Ивана Морозовых. Непросто было доставить его в Нижний из Третьяковской галереи. И тут же небольшая, но очень яркая работа «Греющиеся итальянцы» и дар Константина нижегородскому музею, на открытии которого он был. Это эскиз к знаменитому «Воззванию Минина к нижегородцам». По нему можно увидеть, как автор искал верное решение для картины. Сначала он написал Ильинскую слободу, а потом историки рассказали ему, как все происходило на самом деле, и он полностью изменил свою идею – тогда и появился окончательный вариант картины, на котором Минин изображен на Ивановском съезде. Увидеть эту картину сегодня можно в здании особняка Сироткина на Верхневолжской набережной.
Выставка поражает разнообразием стилей, техник и сюжетов. «Ожидание у острога», «Любители соловьев» ( эта авторская копия попала на выставку из частного собрания, а когда-то принадлежала Лидии Руслановой), жанровые зарисовки, пейзажи, семейные портреты, и даже «Казначейство в день раздачи пенсий» - та самая картина, что иллюстрирует историю пенсионного дела на сайте ПФР. И все работы - от маленьких акварелей до громадных парадных портретов и хрестоматийного полотна «Дети, бегущие от грозы» пронизаны удивительной любовью художников к людям. К тем, что живет рядом, и неважно, император это, мужички в кабачке, старушки или крестьянские дети.
Посетить выставку можно до 8 декабря (6+)