Масштабная выставка, посвящённая народным промыслам, - «Народный формат. Народное искусство как национальное достояние», открылась в Нижнем Новгороде и представила самые яркие работы мастеров прошлого и настоящего.
Анфилада залов Нижегородского выставочного комплекса собрала в одну экспозицию традиционные художественные народные промыслы: хохломскую, городецкую, полхов-майданскую росписи, чкаловский гипюр, золотную вышивку, шахунское ткачество, казаковскую филигрань, традиционную резьбу по дереву и игрушки. Гуляя по экспозиции, погружаешься в прошлое и испытываешь странное чувство сопричастности к каждому из экспонатов. Быть может, это и есть то самое, идущее из глубины веков понимание народного искусства, простого и сложного одновременно.
- К сожалению, сегодня промыслы утрачивают свою актуальность, потому что мода на народную культуру не сформирована. Но мы же не перестаём учить русский язык, несмотря на его сложность. Так же сложно понять и народное искусство. Оно содержит в себе набор форм, которые отражают навыки осознания и ощущения мира. Это определённые культурные коды, которые нужно понять, и тогда придёт понимание этой красоты, - уверена заведующая экспозиционно-выставочным отделом Нижегородского государственного выставочного комплекса Ирина Маршева. - Например красота и стать народного костюма не теряют своей актуальности. Во многих странах мира, особенно в Китае и Японии, в обыденном арсенале всегда есть костюмы национального характера. Посмотрите на эту золотную вышивку - она и сегодня актуальна в костюме. А такой головной убор я ношу и сама!
И действительно, шитье так эффектно сияет на солнце, что ни одну посетительницу выставки не оставляет равнодушной. А ведь в прошлом веке золотная вышивка позволялась только погонам генералитета и почти ушла из обихода, но её сохранили экспериментальные мастерские, и сегодня она вновь становится популярной и отвоёвывает утерянные позиции.
А балахнинские кружева всегда украшали и украшают одежду модниц, при этом сохраняя не только технологию производства, но и старинный орнамент, не меняющийся веками. Убедиться в этом нетрудно - современные работы собраны в единую экспозицию с произведениями народных мастеров XIX-начала XX века. И это сравнение старых, порой чудом сохранившихся образцов с работами нынешних мастеров показывает преемственность в стилистике и технологии промыслов.
Резьба по дереву, роспись, игрушки – иногда не отличить ту, что сделана сегодня от той, что создана столетие назад. Среди таких мастеров, полностью следующих традиции, Ирина Маршева назвала двух мастеров из Городца – резчика по дереву Сергея Соколова и мастера росписи Елену Староверову, которая абсолютно точно попадает в приемы и принципы живописи прошлого века. Показывают эту преемственность музейные предметы хохломской росписи, расположившиеся в одном зале с современными, созданными как предметы искусства, а не на поток. При взгляде на них понимаешь, что это не сувенир, а настоящее искусство, сильное, глубокое и идущее из глубины веков.
Выставка продлится до 14 июля.
6+