Удивительная выставка старинной японской фотографии открылась в Нижнем Новгороде. Суровые самураи и нежные гейши, экзотическая природа Японии и бытовые зарисовки жизни Страны восходящего солнца… Старинные фото передают почти волшебную ауру Востока. Не воссозданную в кино или живописи, а самую настоящую, запечатлённую фотоаппаратом и бережно хранимую поколениями людей. Остаётся только удивляться, как могли сохраниться эти фото, запечатлевшие Японию и японцев, живших почти полтора столетия назад.
Выставка «Старинная японская фотография», что открылась в Русском музее фотографии, представляет собой богатую коллекцию раскрашенных фотографий эпохи Мэйдзи (1868–1912 гг.) из фондов «Мультимедиа Арт Музея». О ней нам рассказала куратор выставки Ольга Карасёва.
Имена большинства авторов неизвестны, но некоторые фото были сделаны знаменитым фотографом Феличе Беато. Британец итальянского происхождения, он стал заниматься фотографией в начале 1850‑х годов, практически в момент её появления. Был одним из первых фотографов, кто снимал репортажи. Неутомимый путешественник, он работал на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Индии, Китае и Японии, где прожил около 20 лет.
Другой автор – Раймунд фон Штилльфрид-Ратениц – австрийский барон, который после завершения военной карьеры занялся фотографией и даже создал студию в Йокогаме. Он занимался не только портретной съёмкой, но и стремился запечатлеть образ страны. Есть в экспозиции и работы японских мастеров фотографии – Кусакабэ Кимбэя, Сюдзабуро Усуи и Козабуро Тамамура, в ателье которого работало около 100 рисовальщиков, расшивавших фотографии акварелью!
Нежнейшие оттенки подчёркивают хрупкость и изящество давно ушедшей эпохи. Природа, интерьеры, наряды – неброская, но завораживающая красота. И даже то, что на фото постановочные кадры из жизни гейш или воссозданный эпизод с харакири, а не настоящие самураи, не умаляет интереса к этим кадрам. Ведь запечатлённое на них время – момент, когда закрытая веками от иностранцев Япония только начала открываться для европейцев.
– На создание этих снимков требовалось от нескольких секунд до минуты в зависимости от освещения, – рассказала Ольга, – причём полученные фотографии нужно было оберегать от света, которого не выносит альбуминовая фотобумага XIX века. Закрепляющим веществом для фотоэмульсии тогда был яичный белок – альбумин, он нестойкий, поэтому фотографии очень быстро выцветали.
Немного замедляло этот процесс раскрашивание фото. Правда, раскрашены они не полностью, а частично – для расстановки визуальных акцентов. Таким образом, в этих работах переплелись традиции европейской фотографии и японских традиционных видов искусства – живописи, графики и ксилографии.
12+