Выставка живописи «Татьяна Маврина. Графика из собрания Михаила Сеславинского» открылась в Нижнем Новгороде. На ней представлено около 80 работ знаменитого художника и иллюстратора.
Это настоящее путешествие в удивительный, яркий и не всегда объяснимый творческий мир Татьяны Мавриной. В экспозицию, которая расположилась в здании Нижегородского государственного художественного музея на площади Минина, вошли работы разных жанров.
Пейзажи, натюрморты, графика. От знакомых многим с детства от иллюстраций к сказкам Пушкина до философских, созданных к роману Горького «Дело Артамоновых», сказкам Гофмана, произведениям Франса, Золя, Бальзака, Лермонтова.
Основная часть работ – коллекция, которую 15 лет собирал известный общественный деятель, исследователь книжной культуры, библиофил Михаил Сеславинский. Он признался, что творчество Мавриной для него – источник восхищения и вдохновения.
"Её работы - главный сегмент моего собрания. Она была очень плодовитым художником, её творческое наследие насчитывает тысячи листов, но работы, как и у многих художников, - неравноценные, неравнозначные", - рассказал Сеславинский. Он признался, что наиболее близки ему пейзажи, особенно те, на которых изображены города Нижегородской области.
"Для нас Татьяна Маврина близка тем, что родилась в 1900 году в Нижнем Новгороде и до конца жизни вспоминала нижегородский откос, панораму стрелки Оки и Волги, крутые берега Нижнего Новгорода, церкви, поездки по Нижегородской губернии. Её все время тянуло к родным местам, - рассказал Сеславинский. - Она много рисовала Городец, причём, по всей видимости, она там была дня три, а потом, вернувшись в Москву, создала нескольких десятков работ, датировав их одной датой".
Есть среди её работ и те, на которые её вдохновило народное творчество. В работах художника безошибочно узнаются мотивы городецкой и полхов-майданской росписи, а её знаменитые чудесные коты словно сошли с резных городецких наличников. Хитро посматривают они на посетителей выставки, улыбаясь своими загадочными улыбками.
Среди работ 1940-х годов выделяются архитектурные пейзажи Москвы, в которых главную роль играют храмы. Их художник создавала в самые тяжёлые для страны дни. Во время войны она почти каждый день выходила на улицу, чтобы запечатлеть сокровища древнерусской архитектуры, церкви, которые в любой момент могли погибнуть от бомбёжек.
"Она совершила, фактически, гражданский подвиг, зарисовав несколько сотен московских храмов. В комендантский час у неё было специальное разрешение, она ходила с этим разрешением и с малюсенькими клочками бумаги, на которых на улице и в подъездах делала сначала маленькие зарисовки храмов, потом возвращалась домой и создавала уже полноценные акварели. Это беспрецедентная работа, аналогов которой просто не существует, наверное, в истории отечественной графики", - поделился Сеславинский.
Путешествуя по экспозиции можно увидеть всё разнообразие приёмов художника, и проследить историю её творческих поисков. Но самое удивительное – работы, которые Маврина создавала в возрасте примерно 90 лет.
"Представьте, человек в таком возрасте живёт в своей квартире на улице Усиевича, смотрит в те же окна, в которые он смотрел на протяжении двадцати лет, на берёзу, на гараж во дворе, на маленький горшочек с несколькими цветками фиалок, и создаёт фантастические и яркие пейзажи, райские кущи. Это удивительное жизнелюбие, яркое видение мира, великолепный пример для подражания всем нам!" - отметил Сеславинский, представляя выставку, дополненную цитатами из дневников художника, которые помогают понять истоки её вдохновения и мотивы написания некоторых работ.
К открытию выставки выпущен красочный каталог.
12+