Взлёт
Согласно данным Нижегородоблстата, самым эффективноработающим предприятием на территории Нижегородской области по итогам2012 года была признана компания «УпакПолиграфКартон». Благодаря чемуфирме, в штате которой трудятся всего 15 человек, удалось добитьсятакого успеха? Об этом и многом другом мы решили поговорить с генеральным директоромкомпании Андреем Тюриковым.Сыктывкарский следДо 2000 года Андрей Тюриков жил в Сыктывкаре,в том самом районе, где находится крупнейший в Европецеллюлозно-бумажный комбинат. На стыке веков собственниками предприятиябыло принято решение об открытии в России сети филиалов. Тогда малокто знал, с какой целью это делается. Всего было создано девять филиалов,один из них – в Нижнем Новгороде.– Мой товарищ уезжал работать в Нижний Новгороддиректором здешнего филиала, – вспоминает Андрей Алексеевич. – И позвалменя с собой в качестве своего заместителя. Если честно,я на тот момент времени даже представления не имел об этойсфере деятельности.Завод выделил нам уставный фонд в размере миллионарублей, четыре вагона разной бумаги. Дали понять: если потеряете этот миллиони эту бумагу, ничего страшного, комбинат не обеднеет.Как вскоре выяснилось, филиалы создавались для того, чтобыподнять цену завода перед его продажей иностранным инвесторам.И действительно, в 2002 году предприятие было благополучнопродано. Отдельно продали и сбытовую сеть, в которой работал Тюриков.Золотая жила– Еще какое-то время я работал после этогодиректором филиала, много чему научился и пришел к выводу, что надосоздавать что-то свое, – продолжает свой рассказ Андрей Тюриков. – Провелтщательный мониторинг рынка и пришел к выводу: боротьсяс крупными международными компаниями – это все равно что сражатьсяс ветряными мельницами, подобно Дон Кихоту.А вот рынок упаковки – поистине «золотая жила». Рынокэтот тогда очень динамично развивался. Упаковка была и остаетсяиндикатором, эдакой «лакмусовой бумажкой» рынка. Люди, работающие в этойотрасли, первыми ощущают, на какой стадии – подъема или спада –находится экономика. Ибо абсолютно все, что производится, – от мебелидо тюбика зубной пасты – надо упаковать.В начале 2000‑х отечественная экономика начала подниматься,заработала промышленность, а значит, ей необходимо было много упаковки.Предприниматель решил создать мультибрендовую компанию, которая может малыми средним производителям предложить абсолютно любые видысырья для производства упаковки. Тогдав России порядка 60 заводов занимались производством сырья дляупаковки, и практически со всеми компания «УпакПолиграфКартон»,которую основал Тюриков в 2006 году, начала налаживать деловые связи.– У нас в России в бизнесе дажене деньги главное, а взаимоотношения, связи, деловая репутация, –размышляет Андрей Алексеевич. – Иностранцы, с которыми мне довелось немалоработать, удивляются этому. У меня есть прямой контакт с первыми лицамипрактически всех заводов, которые выпускают в России картон и бумагу.Со всеми у нас имеются открытые контракты. И посему длянекрупных потребителей картонной упаковки по всей России телефон нашейкомпании – как телефон спасения. Люди знают: достаточно набрать номер,и все их проблемы в кратчайшие сроки будут решены.Чисто стратегический ходЗа прошлый год компания продала более 100 тысяч тоннбумаги и картона. Рост продаж стал возможен во многом благодарякредитам, оперативно предоставленным Сбербанком. Почти 25 процентовоборота – взаимоотношения с белорусскими партнерами. Общий оборот«УпакПолиграфКартона» за прошлый год составил два миллиарда рублей,из них 450 миллионов пришлись на Белоруссию. Причем речь идетне только об экспорте, но и об импорте. Если в Белоруссиюнижегородцы поставляют картон высочайшего качества, поскольку там онне может производиться по технологическим причинам, то оттудавывозят бумагу и картон более низкого качества.– Это выгодно и нам, и белорусам, – поясняетАндрей Алексеевич. – Тем самым мы загружаем работой производителяи в России, и Белоруссии. А еще это чисто стратегическийход. Это помогает держать систему противовесов, сдерживать неуемные аппетитынекоторых российских производителей, которые поднимают цены на своюне самую качественную продукцию очень высоко, что в итоге сказываетсяна цене конечного продукта. Помимо белорусов, у компании заключены контрактыс украинскими производителями. Поставки по этим контрактам началисьв апреле.Призыв губернатора услышалиСовсем недавно Андрей Тюриков в составе официальнойделегации Нижегородской области, которую возглавлял губернатор Валерий Шанцев,побывал в белорусской столице. Там была озвучена цифра –700 миллионов долларов. Именно таков годовой товарооборот междуНижегородской областью и Белоруссией. Товарооборот одного только«УпакПолиграфКартона» с братской республикой – приблизительно13 миллионов «американских рублей». Согласитесь, для компании,в которой работают всего 15 человек, это цифра колоссальная.Но отнюдь не предельная.– В ходе визита в Минск Валерий Шанцев призывалруководителей нижегородских компаний увеличить обороты с Белоруссиейдо миллиарда долларов, то есть приблизительнона 35 процентов. Мы к этому готовы: наша компания планируетувеличение этой цифры даже на 40 процентов.– Но отдельные законы таким торговым компаниям, какнаша, развиваться мешают, – считает Андрей Тюриков. – Я должен купитьтовар у производителя, заплатив еще и НДС, а продать – безНДС. По сути, на полгода эти 18 процентов «зависают». Эта проблемаотнюдь не единственная. Пока платим налоги, мы хорошие. Как тольконачинаем требовать положенные по закону налоговые вычеты, сразу попадаемв разряд неблагонадежных. При этом моя компания платит налоговв бюджет в три раза больше, чем в среднем по отрасли.«Купи-продай» – это искусство«УпакПолиграфКартон» – компания торговая.И заниматься производством не планирует. Андрей Тюриков убежден:каждый должен заниматься своим делом.– Недавно видел передачу по телевизору, – говоритАндрей Алексеевич. – Директор одного большого завода с гордостьюрассказывал, какое у него замечательное производство,а не бизнес «купи-продай». Мне стало обидно. Производители, какправило, не понимают, что продать товар сегодня и получить за негоденьги в условиях рыночной экономики ничуть не легче, чем произвестиего. Раньше в России были купцы, которые пользовались почетоми уважением. Они ничего не производили – только покупалии продавали. Благодаря им Нижний Новгород на весь мир стал знамениткак «карман России».Я все понимаю: производителю – слава, почети уважение. Но продать – это тоже большое искусство. Обидно,когда нас считают «трутнями». Каждый производитель, продавая мне свой товар,уже считает мои деньги, сколько я на нем зарабатываю.Я в ответ всегда спрашиваю: ребята, так почему же выко мне-то обращаетесь, сами не можете продать? В итоге онисоглашаются: да, не можем… Так не лучше ли им вместо того, чтобысчитать деньги в чужом кармане и заниматься несвойственнымифункциями, уделить внимание производству, качеству выпускаемой продукции?А еще бизнес наш специфичен тем, что обманывать в немнельзя. Обманул раз, обманул второй – и не будет тебя большена этом рынке…«Съели» столицу…Когда «УпакПолиграфКартон» выходил на этот рынок,в России существовало всего две компании, которые оказывали подобныеуслуги. Одна – московская, другая – питерская. И когданижегородская компания потихоньку начала их «подгрызать», они даже вниманияна это не обратили. Мол, бесполезные потуги провинциалов… А зря.«Съели» провинциалы их постепенно.На сегодняшний день «УпакПолиграфКартон» в данномсегменте рынка – номер один в России. Особенно эффективно компанияпоработала в 2012 году. По сравнению с годом предыдущим онаулучшила свои экономические показатели на 100 процентов! Планы на годтекущий у Андрея Тюрикова и его компаньонов не менее грандиозные.