Site icon Нижегородская правда

Взяли на понт. Нижегородские подростки начали жить по воровским понятиям

фото pixabay.com

У нижегородских подростков появилось новое опасное увлечение. 13-14-летние школьники объединяются под флагом течения АУЕ («Арестантский уклад един»), строя жизнь по воровским понятиям. «Смотрящие» собирают с учеников дань в воровской «общак» и отправляют «грев» в зоны. Доходит до нападений на прохожих, избиений и краж в торговых центрах. И таких подростков – сотни тысяч по всей стране...

 

«Совсем АУЕли!»

Недавно тревожный сигнал пришёл из закрытого Сарова. Местные жители разместили на одном из сайтов крик души под заголовком «Малолетки АУЕли!». По их словам, Саров терроризируют банды несовершеннолетних подростков, воруют из касс магазинов и торговых центров, крадут велосипеды и кошельки, угоняют машины. При этом подростки дерзят полиции, разговаривают на тюремном жаргоне.

– Сами себя эти подростки причисляют к так называемой организации «АУЕ» («Арестантский уклад един»), – рассказал нам местный журналист Михаил Маркелов. – Все об этом знают, и полицейские на все сигналы, в принципе, реагируют. Но большинству подростков нет 14 , уголовная ответственность по этим статьям для них ещё не наступила. Они об этом прекрасно знают и чувствуют себя очень вальяжно.

…О движении АУЕ стало известно пару лет назад. Эта аббревиатура пришла из тюремного мира и означает «арестантский уклад един» или «арестантское уркаганское единство». Его суть – культ тюремных «понятий», зоновской романтики. В школах члены молодёжной группировки собирают ежемесячную мзду с учеников. На их языке это называется «грев на зону» – деньги переводятся криминальным авторитетам, отбывающим наказания в тюрьмах. Учиться, получать образование и читать книги в понимании АУЕ – «западло». Можно только воровать, заниматься грабежами или мошенничеством. Члены АУЕ верят только в тот опыт, который они, рано или поздно, получат в тюрьме. В том, что это произойдет, они не сомневаются. «Сегодня мы греем тюрьму подачками – завтра на зонах греть будут нас» – один из лозунгов АУЕ.

Опасное увлечение пришло к нам из-за Забайкалья – края, где расположено множество зон и тюрем. Как говорят, в местах не столь отдалённых побывал там едва ли не каждый второй житель. В крае это движение приобрело чудовищные масштабы. В детских домах, интернатах, а потом в школах и колледжах многие дети (и некоторые взрослые) старались жить по настоящим воровским понятиям!

Правда вскрылась после вопиющего случая в детском доме «Апельсин». 6-летний воспитанник украл банан из комнаты воспитателей. Наказание было очень жестоким: преподаватель сначала посадила его в железную клетку, потом в мешок и вынесла на ночь в лес. Потом ребёнка вернули, переодели в женскую одежду и устроили показательную порку. Другим детям в качестве наказания обжигали руки железными утюжками, наливали горячий суп прямо в ладони и заставляли есть. В издевательствах активно участвовали старшие воспитанники – воспитатели это только поощряли.

Такая жестокость царила в большинстве учебных заведений края. Подростки собирали дань со школьников, тех, кто этого делать не хотел, жестоко избивали (были и случаи убийства). Малолетние члены АУЕ громили полицейские участки, устраивали массовые беспорядки.

Позднее опасное увлечение захватило многие регионы страны.

Об опасности АУЕ на всю страну заявила член президентского совета по правам человека и развитию гражданского общества Яна Лантратова. На встрече с Владимиром Путиным в Кремле в 2016 году она назвала движение угрозой национальной безопасности России.

«В тюрьме сидит человек, и у него есть свои «смотрящие» на воле и связываются в том числе с детьми, с подростками в социальных учреждениях, устанавливают свои порядки, – заявила тогда общественница. – И детей, и подростков заставляют сдавать на так называемый общак для зоны. А если ребёнок не может сдать деньги или не может украсть и совершить какое-нибудь преступление, он переходит в разряд «опущенных» – у него отдельная парта, отдельная посуда, его можно избивать, его можно насиловать. Самое страшное, что когда они выйдут из этих спецшкол, их будет целая армия».

Сейчас, по всей видимости, опасное течение добралось и до Нижегородской области...

Не верь, не бойся, не проси

По мнению экспертов, движение АУЕ – отражение современной реальности.

– В отсутствии ценностных ориентиров, прививаемых школой, молодёжь зачастую вынуждена искать их извне, – считает руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов. – Так в жизнь подростков проникают различные молодежные культуры и субкультуры, в том числе и такие радикальные, как АУЕ, и другие. В первую очередь в основе этого явления стоит подражание и культ силы. Подросткам притягательно то, что выживает сильнейший. Те, у кого возникли сложности и недопонимание в семье, школе и которых отвергают сверстники, будут пытаться найти признание и уважение, ощущение безопасности, в другой, альтернативной среде. Например, в преступной, в так называемой тюремной романтике.

По словам эксперта, эти подростки часто далеко не самые сильные и умные, но их начинают бояться, им стараются подражать, набиваются в друзья. Ведь противостоять организованной группе в одиночку сложно, легко стать изгоем в классе, школе. Просить помощи у родителей и полиции стыдно. К тому же это может только навредить. Именно поэтому АУЕ продолжает набирать популярность в среде подростков.

…В нижегородском ГУ МВД нам не смогли оперативно предоставить комментарии о своём отношении к движению АУЕ и информацию по подростковой преступности в области. Ни в одном регионе АУЕ так и не признали официальным или опасным движением.

"Новое дело"

Exit mobile version