Site icon Нижегородская правда

«Я — грамотный покупатель», или Как нижегородским школьникам рассказали о финансовой грамотности

«Я — грамотный покупатель», или Как нижегородским школьникам рассказали о финансовой грамотности

Как открыть собственный бизнес и для чего нужно платить налоги — всё это знают одиннадцатиклассники Новинской школы Богородского района, одной из экспериментальных площадок всероссийского пилотного проекта по обучению школьников финансовой грамотности.

О кредитах и фальшивках

- Все темы, которые мы должны пройти со старшеклассниками на факультативе по финансовой грамотности — банки, фондовые рынки, налоги, пенсии, необходимо знать каждому современному человеку, — уверен преподаватель финансовой грамотности, он же учитель обществознания Новинской школы Богородского района Павел Смирнов.- Тогда в будущем у ребят не будет проблем с легкомысленно взятыми кредитами или вступлением в финансовые пирамиды. А ещё они будут понимать, как складываются баллы по пенсионной системе, а значит не согласятся работать по теневым схемам без выплат в Пенсионный фонд.

Одна из самых заинтересовавших ребят тем — налоги. Старшеклассники не только узнали, на что идут собранные средства и какая ответственность может грозить за неуплату налогов, но и сами подискутировали на тему, нужно ли платить налоги. В итоге пришли к мнению, что это прямая обязанность каждого гражданина страны.

Ученики начальной школы Селекционной станции Кстовского района на факультативе по финансовой грамотности с увлечением «играли в сыщиков», рассматривая под лупой денежные купюры и пытаясь определить, какие из них фальшивые. Перед этим педагог рассказала им об основных элементах монет и изображённых на банкнотах городах.

- Финансовая грамотностьэто не просто школьный курс, — уверена учитель начальных классов Ирина Демидова. — Дети с раннего возраста должны понимать, как зарабатываются деньги, на что они тратятся, как грамотно ими управлять, поскольку достаются они нелегко.

По её словам, желающих заниматься на этом курсе оказалось очень много, родители записывают детей даже на следующий учебный год.

Налоговый квест для пятиклассника

Программу занятий по финансовой грамотности учителя составляют по модулям, предложенным региональным методическим центром по финансовой грамотности на базе Нижегородского института управления. Форма подачи варьируется в зависимости от возраста учеников, знания проверяются с помощью тестов.

- Обучение по преподаванию финансовой грамотности в 2016 – 17 годах у нас прошли более 500 учителей школ, воспитателей детских домов и преподавателей техникумов, — говорит руководитель регионального методического центра нижегородского филиала Российской академии народного хозяйства Анна Руденко. — В конце ноября заключительная группа из 65 педагогов из самых разных районов области получили удостоверения о повышении квалификации по этой программе.

По словам эксперта, учителя на основе курса готовят собственные методические разработки. Например, урок для пятиклассников «Я — грамотный покупатель» или занятия для студентов техникума по автострахованию, по операциям на валютном рынке, развитию собственного бизнеса. Особенный интерес вызвал разработанный педагогами квест «Налоговый калейдоскоп», на котором ученики сами производят расчёт налогов. Преподавание может быть в самых разных формах — на внеклассных мероприятиях, на занятиях по внеурочной деятельности, на факультативах, даже на родительских собраниях.

- Есть учителя, которые решили давать эти знания в связке со своим предметом, то есть при преподавании математики, экономики, обществознания, — поясняет Анна Руденко. — Кстати, через детей мы постараемся вооружить финансовыми знаниями и старшее поколение, которое сейчас нередко попадает в разные денежные ловушки.

Пробные уроки

14 школ заключили договор с нижегородским филиалом Российской академии народного хозяйства об экспериментальной деятельности по апробации курса финансовой грамотности. Пилотные занятия будут проходить до конца учебного года. Со следующего этими разработками смогут воспользоваться и другие учебные заведения. Но проводить занятия в виде пробных уроков можно уже в этом году.

Комиссия федерального методического центра отметила актуальность тем уроков и высокий уровень овладения материалом школьниками.

- Сегодня российские школы стоят на пороге новых вызовов, — подчеркнула администратор факультета академических программ обучения Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Наталья Стрикун. — Это связано в том числе с развитием информационных технологий, новыми курсами, которые родители и сообщество будут предлагать школам для формирования у детей компетенций, необходимых в жизни. Очень важна не просто направленность учебного заведения на подготовку детей к следующей ступени образования, но и обучение тому, что может пригодиться уже в данный момент. Это новый тренд, который школе ещё предстоит освоить.

Как отметили в федеральном методическом центре по финансовой грамотности, введение таких занятий является для школ делом добровольным. В декабре должна появиться электронная версия учебников, доступ к которой получат учителя, прошедшие обучение в региональном методическом центре. Первые учебно-методические комплекты могут поступить в школы в мае 2018 года.

Напомним, Нижегородская область в 2016 году вошла в число 15 пилотных регионов, реализующих масштабный проект по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в России.

Exit mobile version