Site icon Нижегородская правда

«Я хочу, чтобы Нижний стал современным городом»: Глеб Никитин рассказал об отношении к чиновникам и будущем региона

Глеб Никитин

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин рассказал о своем отношении к чиновникам и о том, какое будущее ждет регион, обозначил проблемы в соцсфере и волонтерстве во время откровенного разговора со своим советником, учредителем фонда помощи хосписам «Вера» Нютой Федермессер. Интервью опубликовано в рамках специального проекта ТАСС «Регион заботы».

Редакция сайта «Нижегородская правда» подготовила обзор ключевых моментов разговора.

О статусе губернатора и будущем региона

По мнению Глеба Никитина, губернатор региона несет ответственность не меньше, чем министр. По должности и полномочиям он ближе к народу, а значит, любую проблему должен воспринимать как свою собственную, не переводя стрелки на ресурсников и муниципалов. Однако, ответственные управляющие нужны на всех уровнях.

«Чем больше сильных глав муниципалитетов, тем легче губернатору переключаться на развитие, на стратегию. Чем больше губернаторов, которые умеют так работать, тем легче федеральному центру. Это очевидно. Мы к этому идем, — поделился Глеб Никитин, — Мне кажется, что еще взаимодействие в микроменеджменте может быть полезным. То есть вы вдвоем с руководителем, который должен за это отвечать, проживаете какой-то эпизод, поспорили друг с другом, поняли, как это должно быть, — и тебе потом уже легче ему доверять».

Политикой глава региона увлекся в 90‑х годах, когда Советский Союз с его наукой и жизнью развалился, и началось бурление. «Я очень сильно заинтересовался политическими баталиями, событиями вокруг Белого дома, ГКЧП и так далее. И в тот момент решил, что без меня страна точно никак не обойдется. Придется пойти туда и заняться этим», — признался Глеб Никитин. А в Нижегородской области ему важно работать на перспективу, решая конкретные задачи.

Я хочу, чтобы Нижний Новгород стал современным городом, а за ним и регион подтянется. Я, безусловно, хочу, чтобы здесь было интересно жить. Хочу создать условия для коренного изменения негативного демографического тренда — вот на это точно нужно лет 20. Мне почему-то кажется, что Нижегородская область — это такой регион крайностей. То есть каких-то запредельных проектов, запредельных возможностей, где-то, может, даже с перегибом. Недаром такие ассоциации возникают: Кулибин, Лобачевский, люди, которые меняли пространство; про саровский ядерный проект даже вспоминать не буду. То, что изменило страну.
Глеб Никитин

По словам губернатора, при принятии важных решений он готов прислушиваться к мнению и советам неравнодушных людей — нижегородцев и представителей федеральных структур, общественных организаций, правозащитных и культурных сообществ.

«Ты задумываешься, пропускаешь через себя, что скажет Вася. Не страшно от того, что он тебя осудит. Ты пытаешься стать на его позицию. И если, например, ты все равно, несмотря на то, что он тебя не поймет, действуешь так, как считаешь нужным, ты просто заранее готовишь аргументы, начинаешь с ним внутренне полемизировать. Это значит, что он — лидер общественного мнения. То есть человек, чье мнение имеет значение для тебя. Таких много. И это люди конкретные, о которых я говорю, которых очень уважаю, нижегородцы. Я все время прокручиваю в голове, что они скажут и как бы они поступили. И как я буду смотреться с такой политикой», — рассказал Глеб Никитин.

Глава региона признался, что у него очень много друзей среди губернаторов. С ними можно без стеснений и напряжения обсудить любую тему, посоветоваться, поделиться опытом. «Конечно, конкуренцию никто не отменял. Чуть-чуть всегда сравнивают свои успехи, успехи регионов. Я уверен, что возникают элементы какой-то ревности, когда у соседа слишком много каких-то проектов, а у меня чего-то мало», — добавил Глеб Никитин.

О борьбе с коронавирусом в Нижегородской области

По словам губернатора Нижегородской области, подводить итоги противовирусной политики еще рано. Но на данном этапе он не сомневается в правильности принятых решений.

«У меня всё время было желание, поняв, как мыслит мир, как мыслит Москва, сориентироваться, могу ли я привнести что-то свое. Я всёе время хотел сделать так, чтобы мы были хотя бы где-то более эффективны. Поэтому мы многие решения внедряли первыми. Мне очень понравилась сознательность нижегородцев. Мы проходили самоизоляцию с большим уровнем дисциплины, чем во многих местах», — подчеркнул Глеб Никитин.

В условиях пандемии на первый план вышла командная работа. Нужны были мгновенные реакции, постоянное присутствие на посту и абсолютная безотказность. Ситуация менялась очень быстро.

Вот эта бюрократия, согласования эти бесконечные — это все ушло в никуда. Все решения согласовывались немедленно, в зуме, в чате. Это очень круто. В момент основного подъема, когда все это еще было внове, только-только наступало, такой ритм очень сильно вдохновлял. Это был настоящий драйв, некоторые пункты указов я написал просто лично. Своими руками.
Глеб Никитин

Страх принятия неверного решения сохраняется до сих пор. Глава региона признался, что не исключает возможности возникновения «второй волны» инфекции.

Что касается закрытия границ между регионами, Глеб Никитин считает эту меру несколько преждевременной. «Мне кажется, что закрытие имеет «срок годности». Невозможно очень долго сидеть в четырех стенах. И люди устают, и экономика страдает, невозможно слишком долго ее держать в таком режиме. Поэтому период введения этих мер в регионах можно было немножечко перенести», — заявил губернатор.

Коронавирус и переход к режиму повышенной готовности заставили также пересмотреть старые приоритеты. Многие вопросы из прошлого оказались уже не такими важными на фоне возникших трудностей. Но Глеб Никитин нашел способ четко расставить приоритеты: «Надо задавать себе вопрос: этот объект или эта сущность, мероприятие, оно вообще может хотя бы жизнь одного человека изменить или спасти? Если да, то этим стоит заниматься».

О возможных обновлениях в социальной сфере

В интервью Глеб Никитин отметил, что некоторые характеристики социальных учреждений должны измениться. Такие учреждения не должны быть огромными. При этом нужны совершенно другие принципы комплектования оборудованием и другая материально-техническая база.

«Я очень хотел бы, чтобы мы перешли к более распределенной системе, с негосударственным участием, чтобы была конкуренция, в том числе и качеством. У нас обычно конкуренция ценовая. Здесь должна быть конкуренция качеством. И убежден, что люди, которые идут в эту сферу по собственной воле, особенно молодые люди, вряд ли будут плохо оказывать помощь. Поэтому уверен, что эти шаги, которые мы обязательно сделаем, улучшат жизнь людей», — сказал Глеб Никитин.

Одной из основных проблем региона оказались качество здравоохранения и социальных учреждений: дефицит кадров, потребность в ремонте, плохое состояние материально-технической базы.

На мой взгляд, требует реформирования тарифообразование в системе здравоохранения. Мы к этому подобрались, обсудили на Госсовете осенью прошлого года. Очень хороший был Госсовет, президент проводил в новом формате с рабочими группами, составил большой перечень поручений, который в том числе включал реформирование тарифообразования. Были выделены средства на капитальный ремонт первичного звена, очень значительные. И только подобрались к распределению, формированию перечня конкретных объектов, которые попадут в эту программу, — и тут пришел COVID-19. Естественно, что он очень сильно, выпукло показал все эти недостатки.
Глеб Никитин

«Мы закупили большое количество оборудования, которое будет работать и после COVID-19. Мы — один из немногих регионов, где построили новый инфекционный корпус. Минобороны у нас построило по своей программе на 60 коек, и мы сами построили на 200 коек. Конечно же, он сейчас под COVID-19 будет использоваться, если потребуется. Но, когда пандемия закончится, мы за счет него закроем всю потребность области. Для нижегородского здравоохранения, может, удивительно это звучит, один инфекционный корпус — это прорыв, потому что не строилось ничего десятилетиями», — добавил Глеб Никитин.

Для обновления в социальной сфере необходимо и развитие волонтерства. И к этому процессу должны подключиться чиновники, чтобы «очеловечить власть». «После моего появления в Центре паллиативной помощи в Москве, еще до пандемии, у меня было такое решение, что каждый из членов правительства до замминистра должен определенный период, например, неделю, отработать в социальном учреждении», — рассказал глава Нижегородской области.

Exit mobile version