За далью — Даль
22 ноября исполняется 210 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля. Нижегородцы с благодарностью вспоминают создателя знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» еще и потому, что этот необыкновенный человек десять лет жил и работал в нашем волжском городе. Завладела душой РоссияДатчанин по национальности, он считал себя русским, протестант по вероисповеданию с рождения стал православным в конце жизни. Воин, инженер, морской лекарь, этнограф, фольклорист, чиновник, не берущий взяток и не ворующий (!), крупнейший специалист по русскому языку. Трудно поверить, что все это — об одной личности.«Ступив на берег Дании, — вспоминал Владимир Иванович, как, будучи кадетом, отправился в тренировочный поход, — я на первых же порах окончательно убедился, что отечество мое — Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». Своим дерптским товарищам Даль объяснял: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски». Его душой уже завладела Россия. Его сердце там и только там — в необъятных просторах с населяющими их многочисленными племенами, с милыми березовыми рощами, и, конечно, отдано русскому языку, певучему да складному, как народная баллада.К сожалению, в большинстве своем современные нижегородцы мало знакомы с другим большим трудом В. И. Даля — «Пословицы русского народа». Между тем книгу эту он создал именно в Нижнем Новгороде в 1853 г., правда, увидела она свет лишь девять лет спустя. В ней — 31000 пословиц и поговорок. Известно, что частью пословиц с ним поделился его друг А. С. Пушкин, тоже собиравший фольклор. Код мудростиПословица — коротенькая притча, суждение, приговор, пущенное в оборот народом. Примечательно, что даже в словарных работах Владимира Ивановича сквозит любовь к Руси. Слово «родина» находится у него в одной словарной статье с такими главными для русского человека понятиями, как родимый — милый, желанный, сердечный, жалобный, родиться, рожь, род, родня! А какая там приведена пословица: И кости по родине плачут! Это о тех, кто умер на чужбине.Русская земля в Толковом словаре Даля святая. Русь — святая богатырская, мать — святорусская земля. Русским Богом да русским царем святорусская земля стоит. Летит гусь на святую Русь (это о врагах-захватчиках, о Наполеоне). Впрочем, и себе народ наш давал порой оценки нелицеприятные. Русский человек крепок на трех: авось, небось да как-нибудь. Только у нас есть такая пословица: «Чужая сторонушка нахвалом живет, а наша хайкою стоит».Очень много у Даля пословиц о жителях Нижегородской губернии. Мы узнаем, как в XIX веке относились к нашим землякам обитатели других территорий, жители различных селений нижегородской губернии — друг к другу.Нижний — сосед Москве ближний: дома каменные, люди железные. (Как тут не вспомнить, что именно эти железные люди во главе с Мининым спасли Россию!) И словно в подтверждение этих слов еще поговорка: «Мы бы (нижегородцы) не собрались да не встали, так вы бы поганую землю носом копали» (намек на Смутное время и знаменитое ополчение).А вот иронические пословицы о нижегородцах: Воды много, а почерпнуть нечего (Нижний на двух реках, но на горе). Стоят нижегородцы на горе, смотрят да бают: чай, примечай, куда чайки летят. (А летят они к воде!) (нижегородцы часто говорят чай). Бородка — нижегородка, а ус — макарьевский. Нижегороды — не уроды. Нижегородцы — водохлебы. Нижегород — либо мот, либо вор, либо пьяница, либо жена гулявица.Эта же ирония сквозит и в пословицах, сочиненных, видимо, в разных селениях Нижегородской губернии: Будто из Елховки, стрижены верховки (т.е.маковки). Кстово — Христово: чарочка маленька, да винцо хорошо. Татинец да Слопинец (села) ворам кормилец (старин.). На Арать воровать, на Якшень продавать, в Мурашкино концы хоронить (Арать Арзамасского, Якшень и Мурашкино Княгининского уезда. Лысковцы — народ честный: коли не вор, так мошенники. Город Балахна стоит, полы распахня (Балахна растянулась по Волге версты на три). Хороши ломакинцы (из Сергача): царя не кормя спать положили.Читаешь пословицы и не можешь оторваться. Очень много притч о языке, о его божественной природе: Язык с Богом беседует. Бог дал два уха и один язык. Бойся вышнего — не говори лишнего. Если не говорить, то и Бог не услышит.Отражена особая сила языка: Язык телу якорь. Мал язык, да всем телом владеет. Язык царствами ворочает. Мал язык — горами качает. Живое слово дороже мертвой буквы. Ласковое слово и кость ломит.Он же — оружие: Не ножа бойся — языка. Слово не стрела, а сердце сквозит.В то же время имеется и много пословиц о болтунах и пустой речи: Мужик ражий, да язык вражий. Большое вяканье доводит до бяканья. В многословии не без пустословия.В пословицах В. И. Даль привел языковую картину мира русского народа. Он расположил названия (главы) пословиц в убывающей для русского человека иерархической ценности. Начинаются с линий Бог — Вера, далее Вера — Грех. Причем если первый том посвящен высоким чувствам (положительным и отрицательным), то второй том — отношениям между родственниками и внутри общества. Владимиром Ивановичем была проделана работа, имеющая большое педагогическое значение.Читаешь собранные им пословицы и думаешь, а не послание ли это нам от наших великих предков, чтобы задумались, верной ли идем дорогой, правильно ли живем? Чего стоит только такое мудрое наблюдение: «Все по-новому да по-новому, а когда же будет по-доброму?»