Матрешки, причудливые звери и герои русских сказок – такие пряники может изготовить любой желающий. Но чтобы получить подобную форму, необходимо обратиться к знаменщику. Это мастер, который занимается изготовлением специальных досок-пряниц, использующихся при печати пряника. С одним из них пообщалась редакция сайта pravda-nn.ru.
Методом проб и ошибок
Борис Стариков – известный знаменщик из Городца. Вот уже более 40 лет он вырезает пряничные доски по заказам обратившихся. Впервые с этой профессией нижегородец познакомился в молодости. Окончил архитектурный факультет в ННГАСУ (раньше это был ГИСИ) и отправился, как он сам рассказал, "на вольные хлеба". Однако найти работу было не так-то просто.
Тогда выпала возможность освоить ремесло на Городецкой фабрике в художественной лаборатории, где обучали будущих резчиков.
«Раньше в Городце была замечательная школа резчиков – еще со времен Петра I. А потом исчезла за ненадобностью. Но резчики художественной лаборатории фабрики Городецкая роспись - Андрей Колов и Михаил Логинов - решили восстановить эту профессию: на личном опыте изучали техники, пробовали, ошибались, осваивали приемы. Так и я получил профессию – с рук на руки: сидел и смотрел, как они делали работу», - вспоминает Борис Валентинович.
С тех пор Борис Валентинович изготовил десятки пряничных досок. Сегодня к нему за заказами обращаются со всего мира: писали из разных городов России, с Мадагаскара, Германии… По словам резчика, пряничные доски сейчас востребованы. Часто обращаются домохозяйки, которые самостоятельно выпекают пряники.
«На рынке досок много. Их выпекают как пряники. Но многим людям хочется чего-то эксклюзивного, чтобы руками было сделано, а не на станке», - отмечает городецкий художник.
Кропотливая работа
На изготовление одной доски мастеру требуется в среднем 2-5 дней. Порой на это уходил даже целый месяц - при подготовке к конкурсу резчиков. Однако все зависит от сложности работы.
Весь процесс начинается с подготовки пряничной доски. Как правило, в качестве материала для нее используется древесина лиственных деревьев - груша, береза и липа (именно ее предпочитает городецкий резчик). Затем она высушивается на протяжении нескольких лет. По готовности она отстрагивается, а после мастер вырезает контуры контррельефа и некоторые характерные линии будущего орнамента. При этом эскизы для досок художник разрабатывает сам.
Творит мастер с помощью стандартных резчицких инструментов – стамески, клюкарзы и ножи-косяки.
При этом торопиться в этой работе не стоит. Этого не любит и Борис Валентинович: он рассказывает, что никогда не берет срочные заказы и делает все в размеренном темпе.
Сапожник без сапог
К художнику приходит много заказов – как от простых людей, так и от целых организаций. Например, за пряничной доской к нему обращались из Нижегородской ярмарки. Тогда нижегородец вручную вырезал форму из липовой доски, которая повторяла очертания Главного ярмарочного дома.
При этом заказы бывают самые разные и ко всем нужно как следует готовиться – собирать информацию, изучать структуру будущего рисунка, согласовывать все с заказчиком.
При этом своих авторских работ Борис Валентинович дома не держит.
«Терпеть их не могу. Сначала ходишь-смотришь – все хорошо. Потом замечаешь: тут не то, тут не так. А через некоторое время вообще все не так, и нужно было сделать по-другому. Поэтому моих работ дома нет», - рассказал художник.
Работа не для всех
Сам мастер признался, что сегодня профессия резчика не востребована. Работа очень кропотливая, не всем подойдет. Да и не так много людей, кто этим занимается вручную: есть ЧПУ станки, с помощью которых можно сделать все что угодно и быстро.
«Все хотят денег и славы. В нашей профессии ни того, ни другого нет», - ответил художник.
Он также добавил, что и сам устал от этой работы.
«Хочу на пенсию. Хотя и так пребываю на ней 6 лет. Но работать приходится. Глазки устают. Руки болят. Но все равно делать надо», - заключил Борис Стариков.
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что Нижегородский театр драмы отметил юбилей спектаклем-капустником.