Site icon Нижегородская правда

«Заедает она пряником печатным»: как городецкие резчики изготавливают доски для пряников

Матрешки, причудливые звери и герои русских сказок – такие пряники может изготовить любой желающий. Но чтобы получить подобную форму, необходимо обратиться к знаменщику. Это мастер, который занимается изготовлением специальных досок-пряниц, использующихся при печати пряника. С одним из них пообщалась редакция сайта pravda-nn.ru.

 

 

Методом проб и ошибок

Борис Стариков – известный знаменщик из Городца. Вот уже более 40 лет он вырезает пряничные доски по заказам обратившихся. Впервые с этой профессией нижегородец познакомился в молодости. Окончил архитектурный факультет в ННГАСУ (раньше это был ГИСИ) и отправился, как он сам рассказал, "на вольные хлеба". Однако найти работу было не так-то просто.

Тогда выпала возможность освоить ремесло на Городецкой фабрике в художественной лаборатории, где обучали будущих резчиков.

«Раньше в Городце была замечательная школа резчиков – еще со времен Петра I. А потом исчезла за ненадобностью. Но резчики художественной лаборатории фабрики Городецкая роспись - Андрей Колов и Михаил Логинов - решили восстановить эту профессию: на личном опыте изучали техники, пробовали, ошибались, осваивали приемы. Так и я получил профессию – с рук на руки: сидел и смотрел, как они делали работу», - вспоминает Борис Валентинович.

С тех пор Борис Валентинович изготовил десятки пряничных досок. Сегодня к нему за заказами обращаются со всего мира: писали из разных городов России, с Мадагаскара, Германии… По словам резчика, пряничные доски сейчас востребованы. Часто обращаются домохозяйки, которые самостоятельно выпекают пряники.

«На рынке досок много. Их выпекают как пряники. Но многим людям хочется чего-то эксклюзивного, чтобы руками было сделано, а не на станке», - отмечает городецкий художник.

Профессия знаменщика появилась еще в XVI веке в Германии. Однако в России первым мастером пряничных досок был Матвей Ворошин из Городца, который занимался резьбой по дереву. Делал он это по собственным рисункам. Его пряничные доски сохранились до наших дней и сегодня находятся в коллекциях многих музеев.

Кропотливая работа

На изготовление одной доски мастеру требуется в среднем 2-5 дней. Порой на это уходил даже целый месяц - при подготовке к конкурсу резчиков. Однако все зависит от сложности работы.

Весь процесс начинается с подготовки пряничной доски. Как правило, в качестве материала для нее используется древесина лиственных деревьев - груша, береза и липа (именно ее предпочитает городецкий резчик). Затем она высушивается на протяжении нескольких лет. По готовности она отстрагивается, а после мастер вырезает контуры контррельефа и некоторые характерные линии будущего орнамента. При этом эскизы для досок художник разрабатывает сам.

Творит мастер с помощью стандартных резчицких инструментов – стамески, клюкарзы и ножи-косяки.

При этом торопиться в этой работе не стоит. Этого не любит и Борис Валентинович: он рассказывает, что никогда не берет срочные заказы и делает все в размеренном темпе.

Есть несколько версий происхождения слова «знаменщик»: каждое творение резчика по дереву знаменует какое-то событие либо же название образовалось от топонимов Знаменница, Знаменье - это деревни в Городецкой и Тульской областях, знаменитые своими резчиками.
Нижегородская ярмарка в Telegram

Сапожник без сапог

К художнику приходит много заказов – как от простых людей, так и от целых организаций. Например, за пряничной доской к нему обращались из Нижегородской ярмарки. Тогда нижегородец вручную вырезал форму из липовой доски, которая повторяла очертания Главного ярмарочного дома.

При этом заказы бывают самые разные и ко всем нужно как следует готовиться – собирать информацию, изучать структуру будущего рисунка, согласовывать все с заказчиком.

При этом своих авторских работ Борис Валентинович дома не держит.

«Терпеть их не могу. Сначала ходишь-смотришь – все хорошо. Потом замечаешь: тут не то, тут не так. А через некоторое время вообще все не так, и нужно было сделать по-другому. Поэтому моих работ дома нет», - рассказал художник.

Работа не для всех

Сам мастер признался, что сегодня профессия резчика не востребована. Работа очень кропотливая, не всем подойдет. Да и не так много людей, кто этим занимается вручную: есть ЧПУ станки, с помощью которых можно сделать все что угодно и быстро.

«Все хотят денег и славы. В нашей профессии ни того, ни другого нет», - ответил художник.

Он также добавил, что и сам устал от этой работы.

«Хочу на пенсию. Хотя и так пребываю на ней 6 лет. Но работать приходится. Глазки устают. Руки болят. Но все равно делать надо», - заключил Борис Стариков.

Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что Нижегородский театр драмы отметил юбилей спектаклем-капустником.

Exit mobile version