Посмотреть, как делают машины и строят теплоходы, в ближайшем будущем, возможно, сможет любой желающий. Для этого в Нижегородской области будут развивать промышленный туризм. Это направление уже давно популярно в России и в Европе, и у нашего региона, как считают эксперты, есть огромный потенциал.
Адвокаты бренда
Сам по себе промышленный туризм возник в США, где в 1866 году свои двери для посетителей открыл завод по производству виски «Джек Дэниелс». Новую моду подхватили в Европе: в Великобритании стали водить экскусрии на шоколадную фабрику, в Испании – на винодельни, во Франции – на сыроварни.
Сейчас туристов принимают и предприятия тяжёлой промышленности: во-первых, в начале 2000-х на фоне мирового кризиса заводы начали искать новые способы заработка; во-вторых, таким образом предприятия надеются популяризировать свою продукцию и подчеркнуть экологичность и современность своих производств.
В России развитие этого направления началось совсем недавно. Сегодня организацию экскурсий на свои производства и в музеи осуществляют такие российские предприятия, как «Северсталь», «Металлоинвест», «Челябинский трубопрокатный завод», «Фосагро» и др.
В Нижегородской области работа в этом направлении началась по поручению губернатора Глеба Никитина. На прошлой неделе «Агентство стратегических инициатив по реализации новых проектов» (АСИ) презентовало в Нижнем Новгороде методику развития промышленного туризма. Её разработала самарская компания MICE Market.
В самой Самаре эта методика уже работает. В городе можно посетить с экскурсиями завод «Coca-Cola», хлебозавод, молочный комбинат, пассажирское депо железной дороги, местную телерадиокомпанию и другие предприятия. Сейчас на карте промышленного туризма Самары 20 точек.
– Одна из главных целей – профориентация подрастающего поколения, – пояснил генеральный директор MICE Market Сергей Рыжов. – Предприятия могут показать себя, рассказать о своих сотрудниках, профессиях. Вся информация будет поступать из первых рук. Экскурсии также могут влиять и на корпоративную культуру. Когда люди, работающие на предприятии, увидят, что их труд кому-то интересен, появляется аккуратность к своему труду.
Сергей Рыжов добавил, что промышленный туризм может быть одним из способов продвижения продукции предприятий на новые рынки, в том числе и на зарубежные.
По словам руководителя программы по развитию промышленного туризма АСИ Ольги Шандуренко, в каждом регионе есть уникальные производители товаров и продуктов.
– Промтуризм открывает путь к сердцам потребителей, – уверена она. – Когда человек видит весь процесс, смотрит, с какой любовью, душой, историей производится тот или иной региональный товар, то он становится очень лояльным потребителем, адвокатом бренда. И впоследствии уже на магазинных полках потребитель будет выбирать этот продукт независимо от того, находится он в родном городе или в другом регионе.
Область доверия
В Нижегородской области промышленные туры пока предлагают только «Объединённая металлургическая компания» (Выкса) и «Группа ГАЗ». Однако, как рассказала исполняющая обязанности директора департамента развития туризма и НХП Нижегородской области Алла Морозова, в настоящее время более 50 региональных предприятий выразили готовность развивать на своём производстве промышленный туризм.
– Мы промышленный регион, и для нас это мощный потенциал, но пока не конвертируемый в туристический продукт. Наша задача – использовать промышленный потенциал предприятий с точки зрения формирования туристического продукта и предположения его и для внутреннего туризма, и для международного, – пояснила Алла Морозова. – Промышленный туризм может быть нескольких видов, в том числе культурно-познавательный. Это и ранняя профориентация для детей и подростков. Может быть интеграция с дуальным образованием, когда экскурсионные маршруты включают в себя и практические элементы – мастер-классы, небольшие образовательные модули.
Специалисты отмечают, что потребителями промышленного туризма являются не только туристы, интересующиеся производством и историей региона, но и делегации по обмену опытом, журналисты, школьники, студенты профильных вузов, действующие либо потенциальные инвесторы. Экскурсия на предприятия – это и возможность посмотреть, как устроено производство у других, потрогать что-то руками, попробовать и купить продукт на месте.
– Специалисты должны видеть, какое современное оборудование и высокий уровень заработной платы предлагают наши предприятия, – отметил министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов. – Потенциал региона в этом направлении большой. Некоторые нижегородские предприятия самостоятельно пытаются проводить экскурсионные туры. Поэтому в том или ином виде промышленный туризм существует. Нам бы хотелось систематизировать его, чтобы он был доступен большему кругу лиц.
Кстати, в ближайшее время в России должна появиться промышленно-туристическая карта страны, и у Нижегородской области есть все шансы стать на ней яркой точкой.