Site icon Нижегородская правда

Железная леди. Настоящая история Вассы Железновой

Фото с сайта vmestestem.ru

Начало ХХ века. Стрелка – слияние Оки и Волги, бескрайние заволжские дали, пароходы на рейде… Гружёные товарами десятки судов деловито идут вверх и вниз по реке, преодолевая сотни километров речного пути. Совсем скоро товар превратится в сотни и тысячи монет, а пока лишь судовладельцы знают, что за сокровища хранятся в их трюмах. И одна из них – Мария Капитоновна Кашина, ставшая прообразом Вассы Железновой.

 

Кто вы, Васса?

Для нижегородцев каждая из книг Алексея Максимовича Горького обретает дополнительный смысл. Рассказ, роман, пьеса – в каждом произведении литераторы и историки видят жизнь нашего города, конкретные здания, реальных людей, ставших прототипами горьковских герое, и даже предметы быта, вобравшие саму историю Нижегородского края. Одна из самых известных пьес писателя – «Васса Железнова» – рассказывает внимательному читателю практически истинную судьбу женщины, жившей когда-то в Нижнем Новгороде. По легенде, впрочем, имеющей множество документальных подтверждений, прототипом главной героини двух горьковских пьес о Вассе Железновой (первая была создана в 1910 году, а вторая, сильно переработанная автором, в 1935 году), несмотря на их разительные отличия, стала нижегородская пароходовладелица, купчиха Мария Капитоновна Кашина. Если перевести на современный язык, то она – бизнесвумен, богатая и успешная женщина.

От детей до преступления

В первом варианте пьесы даже двое из троих детей героини названы именами реальных детей Кашиной – Анной и Павлом. Во второй, поздней и более знаменитой версии пьесы, Горький использовал реальную биографическую историю Кашиной. Её муж, известный в России судовладелец Михаил Матвеевич Кашин, так же, как и муж горьковской героини, был привлечён к следствию по обвинению в растлении малолетних. И так же, как и литературный герой, он не дожил до суда, скоропостижно скончавшись от непонятной болезни. Правда, нет никаких сведений о том, что его отравила жена.

Путь к успеху

Но это лишь одна деталь биографии Кашиных. А ведь история их успеха и падения поистине удивительна. Муж Марии Капитоновны, Михаил Кашин, был выходцем из крестьян. Его отец умудрился скопить приличную сумму денег, получив которую в наследство, молодой предприимчивый юноша сразу же пустил в оборот и вскоре обзавёлся первым пароходом. Удачные сделки шли одна за другой, и в 1870-х годах он прибыл в Нижний Новгород уже на собственном пассажирском пароходе со звучным названием «Аввакум». Пароход осуществлял рейсы между Нижним и Пучежем, ходил и в другие города. Кашин был сам себе хозяин, совмещал должности капитана и приказчика на собственном судне. За 20 лет из крестьянина он смог стать купцом первой гильдии, владельцем флотилии пароходов. Кстати, один из них он назвал в честь своей молодой жены – «Мария».

Мария во всём поддерживала мужа и сама работала на пароходе – сначала кассиром, а потом и ревизором. В итоге совсем скоро умная, энергичная супруга познала все тонкости пароходного дела и стала настоящим компаньоном и советчиком мужа, решая вместе с ним все деловые вопросы. После смерти мужа Кашина сама занялась делами и возглавила пароходство. Её железная хватка позволила ей не сломиться в трагической ситуации, не остаться не у дел, а напротив, мобилизовать всю свою купеческую смекалку и связи и не только заменить мужа и возглавить пароходство, но и расширить дело.

Удачные сделки и рейсы удивительным образом пополняли кашинские сундуки. За несколько лет Мария Капитоновна пополнила флот новыми пароходами, разработала новые торговые маршруты по Оке и Волге. Пароходство имело ежедневную линию Рыбинск – Казань и четыре отправления в неделю между Казанью и Пермью, обслуживаемые восемью первоклассными легкопассажирскими пароходами. На ежедневных линиях Нижний – Кострома, Нижний – Исады – Лысково и Рыбинск – Тверь ходили пароходы меньших размеров. Кроме того, с открытием москворецких шлюзов появилась товарная линия Нижний – Москва. Фрахт и такса на проезд были дешевле, чем у других крупных пароходств. Небольшие кашинские пароходы заходили буквально чуть ли не в каждое селение, привлекая пассажиров дешевизной платы.

При Кашиной открывались новые линии, строились пароходы, арендовались дополнительные участки под пристани. Так, на марийской земле её пароходству принадлежала пристань в Кокшайске, о чём свидетельствует, например, «Дело Нижегородской ярмарочной конторы о предоставлении пароходству М. К. Кашиной отведённого ей участка на Сибирской пристани в 1900 году». Кашина вела свои дела не скупясь и удивляла других пароходовладельцев своей предприимчивостью, решительностью и умением просчитывать возможные сделки на несколько ходов вперёд. Такой мужской ум позволил Марии Капитоновне стать дамой известной и уважаемой на Нижегородской земле. Хотя некоторых и неприятно поражала её суровость, даже грубость. Но в бизнесе без этого не выжить. Тем более женщине, да ещё и судовладелице. Полного расцвета её пароходство достигло в 1900-е годы, работая одновременно на Каме и Волге.

Закат карьеры

Но ничто не бывает вечным, особенно успех. К сожалению, дети Кашиной, как и у горьковской Вассы, не имели склонности к бизнесу, и после нескольких удачных лет дела пошли не так хорошо, как раньше. В итоге Кашина обанкротилась и заложила пароходы. Три парохода, в том числе и связанные с памятью мужа, «Мария» и «Аввакум», были описаны за недоимки. Вскоре она лишилась и остальных. Суда были проданы фирме «Кавказ и Меркурий» и Восточному обществу товарных складов, страхования и транспортировки товаров с выдачей ссуд. В 1912 году два крупных волжских пароходства – «Кавказ и Меркурий» и «Волжское общество» – слились в одну кампанию. В следующем году Кашина, не справившись с сильными конкурентами, была вынуждена продать своё предприятие более чем за 1 миллион 300 тысяч рублей. Так завершилась история последнего частного пароходства на Волге.

Последние годы Кашина сильно болела и скончалась в сентябре 1916 года, пережив своего мужа почти на 20 лет. Похоронены Кашины на Крестовоздвиженском кладбище, могилы их не сохранились. После Октябрьской революции и национализации флота все старые суда получили новые имена, а сегодня о былом величии Кашиных может рассказать лишь их особняк на улице Ильинской, который сохранился, хотя и в перестроенном виде, и две пьесы о железной Вассе Железновой, написанные Горьким.

Владения нижегородской купчихи были одними из самых крупных на Волге

Мать, бизнес-леди, убийца… Кем только не показывали в кино и на сцене Вассу Железнову, самую знаменитую из горьковских героинь. Несколько поколений режиссёров стремились раскрыть тайну этого образа, выбирая на роль «железной женщины» самых известных актрис, каждая из которых находила в образе Вассы всё новые и новые грани, мысли и чувства, рвущие на куски чувствительную зрительскую душу. И сегодня в дни празднования юбилея писателя мы вспомним самые яркие из этих ролей.

«Человечная» Васса

Первой показала её на сцене Фаина Раневская. Васса Железнова стала одной из самых значимых ролей знаменитой актрисы. Премьера пьесы Горького состоялась на сцене Центрального Театра Красной армии 5 июля 1936 года, через две недели после смерти её автора. Для постановки театр выбрал новый, только что законченный Горьким вариант пьесы. Исправленная автором через 25 лет после написания, она стала другим произведением – с другими героями, ситуациями, характерами. Васса Петровна даже сменила в ней имя, став Вассой Борисовной, и из купчихи превратилась в дочь владельца пароходства. А борьба за наследство Железнова сменилась борьбой за честь семьи – за единственного наследника, способного стать продолжателем старинного дела.

«Хорошо помню моё первое впечатление от пьесы. Я была потрясена силой горьковского гения, – писала Раневская. – А сама Васса внушала мне и чувство сострадания, и ужас, и даже омерзение, но, пожалуй, над всем превалировало сострадание. Образ Вассы неотразимо привлекал меня своей трагической силой, ибо в мировой драматургии эта пьеса навсегда останется одной из величайших трагедий собственности… Роль эта принесла мне, актрисе, много страданий, так как я и в то время сознавала, что мне не удастся воплотить её с той силой, с какой она дана Горьким. И теперь, даже через два десятилетия, я испытываю жгучее чувство мучительного недовольства собой».

Wassa Schelesnowa

Почти все академические театры страны ставили «Вассу» на своих сценах. Играли её советские театральные звезды, в том числе и Серафима Бирман. Спектакль про Вассу поставила она сама, с собой же в главной роли. Но если Раневская пыталась понять и сгладить действия отравительницы, Васса Серафимы Бирман была волевой, властной и бесконечно отрицательной. Потом был спектакль Константина Зубова и Евгения Велихова в Малом театре в 1952 году с Верой Пашенной в роли Вассы. Он был выдержан в классических традициях и у многих ассоциировался не только с Горьким, но и… с Островским. Уж очень купеческим был антураж спектакля: деревянный дом у реки, купеческие интерьеры, расписные платки на дородных актрисах.

В 1953 году появилась и экранизация пьесы с Верой Пашенной. В фильме режиссёра Леонида Лукова её партнёром был Михаил Жаров, в то время уже звёзда советского кино. Фильм смотрела вся страна. Мини-телесериал по пьесе сняли немецкие кинематографисты в 1963 году. Он назывался Wassa Schelesnowa, в главной роли снялась знаменитая немецкая актриса Тереза Гизе. В 1972 году французским телевидением был показан одноимённый мини-сериал, в котором Вассу сыграла Рози Варт.

Инна Чурикова создала один из самых ярких образов Вассы

Многие годы горьковскую пьесу играли в академическом, суровом ключе с неизменным купеческим антуражем. А в 1978 году Анатолий Васильев, приглашённый своим учителем Андреем Поповым в Театр Станиславского, вернул к жизни первый вариант пьесы и сломал стереотипы. Главную героиню у него играла Елизавета Никищихина – субтильная женщина в образе конторской служаки.

В 1982 году вышел знаменитый фильм Глеба Панфилова «Васса» с Инной Чуриковой в главной роли. У него также отсутствовал купеческий антураж, который он заменил на европейский ар-нуво с лифтом, электричеством и телефонами. Вместо расписных платков – меха, вместо телеги – «Пежо». Получился фильм о предчувствии капитализма и тоске по «русской Европе». Режиссёр Сергей Яшин в БДТ пошёл ещё дальше и собрал воедино оба варианта горьковского текста, предложив зрителям через трагедию семьи Железновой понять первопричину сегодняшних бед. А сыграла её блистательная Светлана Крючкова.

Сегодня одна из самых знаменитых постановок «Вассы» в стране – спектакль с Татьяной Дорониной. Он был поставлен во МХАТе в 2003 году режиссёром Борисом Щедриным. Звезда советского кино в классическом интерьере играет заботливую мать со всеми муками и радостями, которые отпускает судьба каждой женщине, способной любить своих детей, жертвовать ради них собой, убивать и умирать ради них. На горьковском фестивале прошлой осенью нижегородцы смогли увидеть и оценить эту знаменитую постановку «Вассы».

Нижегородская и деловая

Разумеется, не раз ставили «Вассу» и нижегородские театры. И более мягкий первый вариант пьесы, и суровый, революционный второй. Так что у зрителей была возможность проследить эволюцию образа удивительной нижегородской железной леди. И не только у нижегородских. Каждый из спектаклей собрал богатый урожай наград на театральных фестивалях и до сих пор в памяти театралов. И это неудивительно. Кто кроме нижегородцев может так глубоко проникнуть в душу Вассы, почувствовать эпоху мира пароходного бизнеса, царящего тогда на Волге, так тонко выписанную Горьким и до сих пор сохранившуюся в архитектурных памятниках города. Тем более что, например, в спектакле Нижегородского ТЮЗа подлинными были не только эмоции, но и костюмы, и мебель! По тюзовской легенде, антикварный стол, ставший в спектакле столом Вассы, когда-то стоял в дворянском собрании. А раритетные платья для постановки были сшиты чуть не до революции и лишь ждали своего часа в запасниках театра. Актёры к премьере прочитали множество книг об ушедшей эпохе и словно слились с ней, да так, что каждый из зрителей вовлекался в мир горьковских героев, ощущая всю безнадёжность эпохи. Спектакль шёл на малой сцене, каждый взгляд, каждый вздох был реальным… Подлинной была даже крыса в клетке, на которой Васса опробовала яд для мужа. Наталья Мещерская, сыгравшая Вассу в этой постановке, ставшей лучшим спектаклем сезона, поразила зрителей в этом образе. Нежная, хрупкая красавица актриса с лучистым взглядом под руководством режиссёра Виктора Симакина превратилась в суровую расчётливую коммерсантку, готовую на всё. Это был 2004 год. А актриса Нижегородского театра драмы Тамара Кириллова так и вовсе сыграла сразу двух Васс!

«Я долго шла к этой роли, – признавалась актриса. – Как-то давным-давно в интервью по телевидению Валентина Ерёмина спросила, о чём я мечтаю. И я брякнула: хотелось бы Вассу сыграть! И эта мечта сбылась. Сначала Владимир Кулагин поставил моноспектакль «Васса», а потом вдруг в театре мне дали эту роль. Я очень люблю этот спектакль. Жаль, что он редко идёт, и какие-то находки забываются. И сегодня «Васса», которую в театре драмы поставил Модест Абрамов, один из самых популярных спектаклей театра. Несмотря на то, что события, происходящие на сцене, переносят зрителей в прошлый век, судьба Вассы точно проецируется на день сегодняшний. Деньги, власть, могущество, предательство любовь, одиночество… Всё это – «Васса».

Российская актриса театра и кино, театральный режиссёр Татьяна Доронина в роли Вассы

Заслуженная артистка России Тамара Кириллова в роли Вассы. Нижегородский академический театр драмы им.М.Горького

Заслуженная артистка России Наталья Мещерская в в роли Вассы. Нижегородский государственный театр юного зрителя

Советская русская актриса театра и кино Фаина Раневская в роли Вассы

Exit mobile version