Женская лига. Представительницы прекрасного пола берут власть в свои руки
Газета "Нижегородская правда (понедельник)" №15 от 04.03.2019
Подписка на газетуЖенщина-руководитель, возглавляющая крупное предприятие или важный отдел в органах власти, сегодня уже никого не удивляет. Представительницы прекрасного пола активны в политике, бизнесе, да и просто в тех сферах, которые считались традиционно мужскими.
Это хорошо видно и в Нижегородской области. Эксперты утверждают, что ведущая роль женщин по всем направлениям будет только укрепляться – общество для этого вполне созрело.
У власти женское лицо
В структуре администрации Нижнего Новгорода около 40 % должностей занимают женщины. Так, в кресле первого заместителя главы города администрации города – Наталия Казачкова. Заместителем мэра по образованию, культуре и спорта является Любовь Сачкова, аппаратом главы города руководит Людмила Крайнова, департамент по социальной политике за Галиной Гуренко, департамент градостроительного развития и архитектуры возглавляет Алла Коновницына, председателем комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсам является Светлана Помпаева.
В нижегородском правительстве соотношение другое. В его составе только две женщины занимают высокие посты – министр финансов Ольга Сулима и министр культуры Надежда Преподобная.
– В нижегородском региональном правительстве и при предыдущем руководителе региона женщины занимали посты заместителей губернатора и министров. Да посмотрите сами, сколько сегодня вокруг нас успешных женщин-руководителей! И, конечно же, это результат возросшей активности самих женщин и их желания влиять на жизнь в нашем обществе, – считает министр культуры Нижегородской области Надежда Преподобная. – Конкуренция – неотъемлемая часть нашей жизни.
Доказывать своё право работать на любой должности нужно своим профессионализмом, трудоспособностью и деловыми качествами в каждодневном режиме независимо от гендерной принадлежности. Сама я победила в конкурсе «Команда правительства», в котором наравне участвовали и мужчины, и женщины. И поверьте, сама победа – это ещё совсем ничего не значит. Это для проигравших конкурс закончился. А для победителя, наоборот, всё только начинается: теперь нужно ежедневным кропотливым трудом воплощать озвученные тобой проекты в жизнь. Но это очень интересная работа!
При всём этом у власти, как говорят эксперты, – женское лицо.
– Если вы заходите в любое правительство, в любую администрацию, то в департаментах, в управлениях – 70 % женщины, – отмечает руководитель нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгений Семёнов. – Другое дело, что ключевые посты женщины занимают в меньшей степени.
Среди женщин немало бизнесменов, они успешно осваивают мужские профессии. Однако Россия в этом плане отстаёт от Запада. Там женщины уже руководят государствами: премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, канцлер ФРГ Ангела Мерекль, президент Литвы Даля Грибаускайте, президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович, президент Грузии Саломе Левановна Зурабишвили.
Готово ли российское общество к увеличению количества женщин в политике, бизнесе? И главное – готовы ли к этому сами женщины?
Железные леди
По словам экспертов, изменения общественной роли женщин у нас в стране началось лет тридцать назад. При советской власти формально тоже существовало гендерное равноправие. Однако если в производственную деятельность женщины были вовлечены активно, то когда дело касалось высокой политики, сразу бросалось в глаза, что там представительниц прекрасного пола практически нет.
– Но затем на западе произошёл слом, и слом этот совершила Маргарет Тэтчер – железная леди, которая, придя к власти в Великобритании, показала, что у женщин может быть железная воля и что женщина способна решать те проблемы, перед которыми пасовали мужчины-политики, – рассказывает социолог Александр Прудник. – И вот с тех пор как будто прорвало плотину: женщины энергично пошли во власть именно на те должности, где принимаются решения. До нас эта волна докатилась с опозданием. И даже сейчас мы видим, что на ключевых должностях, на тех должностях, где принимаются фундаментальные решения, женщин нет. Почему? Неужели наше общество не готово? Это вопрос не к обществу, а к правящей политической элите. Именно она определяет формат своей структуры.
Согласно исследованию Всемирного банка «Женщины, бизнес и закон – 2019» по уровню гендерного равенства Россия заняла 116‑е место в мире. Всего эксперты проанализировали ситуацию с правами женщин в 187 странах. Оценивались оплата труда, трудоустройство, ведение собственного бизнеса, управление активами, пенсионное обеспечение, свобода передвижения, а также брак и наличие детей.
В лидерах рейтинга – Бельгия, Дания, Франция, Латвия, Люксембург и Швеция. В конце списка – Сирия, Катар, Иран, Судан, ОАЭ и Саудовская Аравия.
В образе
По словам экспертов, эффективность руководителя определяется совсем не тем, мужчина это или женщина. Главное – чтобы сами женщины это понимали, пытаясь строить карьеру в бизнесе или в политике.
– Если женщина проводит энергичную кампанию, она побеждает, – говорит Александр Прудник. – А если проигрывает, то только потому, что продемонстрировала какие-то неприятные узнаваемые женские качества. Так было во Владимире, где проиграла действующий губернатор. Вот есть стереотип о том, что женщины эмоциональны и не могут себя контролировать, и она эти стереотипы продемонстрировала. Или, например, когда женщины соглашаются участвовать в чужой политической игре. Была у нас кандидатом в президенты Собчак. Вот она женщина, и она демонстрировала это постоянно, эксплуатировала этот образ.
В прошлом году на пост главы региона баллотировалась Галина Клочкова, она же – депутат регионального парламента, а также создатель и директор частной «Школы им. М. В. Ломоносова».
– Первые мои выборы состоялись в 2003 году по одномандатному округу в Госдуму, – рассказывает Галина Клочкова. – Я хорошо помню, что была единственной женщиной по округу, и как раз тогда широко обсуждался вопрос о квотах для женщин-политиков в Государственную думу и во все органы законодательной власти, поскольку их присутствие было очень малочисленно. Сегодня, мне кажется, мы очень близки к тому, чтобы женщину увидеть в руководящей роли именно путём избрания, в том числе и потому, что фокус в нашей политической жизни смещается в сторону образования. А в этой сфере много женщин и, уверена, что много достойных. Но вопрос в том, насколько женщины сами к этому готовы. В политике женщин мало не потому, что их не хотят выбирать, а потому, что они не хотят выбираться.
- На мой взгляд, право занимать любую управленческую позицию это не вопрос принадлежности к полу, это вопрос профессиональной компетентности. Все остальное предрассудки, — считает директор департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Марина Ракова.
Эксперты сходятся во мнении, что увеличение присутствия женщин зависит от самих женщин, от того, насколько они будут активны.
– Если смотреть, как меняется гендерная структура законодательных органов власти – и местных, и региональных, – то количество женщин год от года увеличивается, – отмечает Евгений Семенов. – Об этом свидетельствует нынешний состав городской Думы и, в меньшей степени, может быть, состав Законодательного собрания. Но мне кажется, это говорит о том, что мы идём по пути выравнивания по гендерному признаку. Вопрос в том, почему этот процесс продвигается медленно? Это связано с политической культурой, с устоявшимися политическими традициями консервативного в целом российского общества, но рано или поздно политическая культура будет меняться, углубляться, расширяться. У женщин есть важные качества.
Женщины чрезвычайно трудоспособны, усердны, более добросовестны. Если они делают работу, они делают её систематично и до тех пор, пока не появляется результат. Мужчины, как ни парадоксально, более импульсивны, и в этом смысле чисто психологически увеличение количества женщин во власти послужило бы только благом.